Культура социально-экономического развития личности: теоретизация, идеологизация и значимость в системе непрерывного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козырева
Е.
Н., Козырева
О.
А.
Культура социально-экономического развития личности: теоретизация, идеологизация и значимость в системе непрерывного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 8 (август). – С.
214–243. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251161.htm.
Аннотация. Корректность, согласованность и поливариативность используемых методов современного научного исследования в педагогике позволяют сфокусировать научный поиск в двух взаимосвязанных плоскостях анализа и теоретизации педагогических явлений и процессов: теоретико-технологической и опытно-экспериментальной. В таком представлении ресурсного потенциала организуемого исследования могут быть уточнены понятия, проблемы, цели, формируемые в реализации процесса идеи, смыслы, модели, синтезируемые задачи, функции, приоритеты, согласуемые с изменениями методы, методология, идеология, педагогические условия. Цель исследования – структурно-функциональное уточнение понятийного аппарата, определяющего действия, функции, компоненты, условия и приоритеты процесса теоретизации и формирования культуры социально-экономического развития личности в различных плоскостях и смыслах классической и неклассической педагогики. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, научная теоретизация, уровневое педагогическое моделирование. Определена в теоретизации и проиллюстрирована на предметно-смысловом уровне совокупность уровневых составляющих экосистемного подхода (адаптивный, адаптивно-продуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативно-продуктивный, функционально-технологический, инновационно-перспективный, контрольно-синергетический подходы). Результатами теоретизации определены детерминанты (уровневые определения понятия «культура социально-экономического развития личности» в широком, узком, локальном, адаптивном, адаптивно-продуктивном, репродуктивно-продуктивном, креативно-продуктивном, функционально-технологическом, инновационно-перспективном, контрольно-синергетическом смыслах), проблемы, модели, идеи, смыслы, функции, принципы, приоритеты, педагогические условия, идеология, методология формирования культуры социально-экономического развития личности в системе непрерывного образования. Теоретическая значимость исследования – в уровневой детерминации понятия, составляющих теоретизации (модели, идеи, принципы, функции, условия), уточнении экосистемного подхода в теоретизации и исследовании процесса формирования культуры социально-экономического развития личности в системе непрерывного образования. Научная и практическая новизна исследования определяется в плоскости уточнения элементов и продуктов теоретизируемого педагогического явления (культура социально-экономического развития личности). В перспективе будет определено научно-методологическое сопровождение формирования культуры социально-экономического развития личности.
Ключевые слова:
идеология, педагогические условия, непрерывное образование, формирование, продуктивность, технологизация, идеи, теоретизация, культура социально-экономического развития личности
Похожие статьи
- Идеология и методология формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования
- Идеи и идеология профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации
- Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
- Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций
Е.
Н. Козырева