Введение / Introduction
Социокультурные процессы в современном российском и зарубежном образовании, претерпевающие значительные изменения, определили необходимость трансформации системы профессионального обучения будущих педагогов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [1] и Национальная стратегия развития образования в РФ [2] в качестве цели определяют подготовку компетентного и конкурентоспособного специалиста, владеющего методами и приемами организации специального и инклюзивного образования, профессионально мобильного и стремящегося к регулярному самосовершенствованию.
Гуманизация образования диктует необходимость создания благоприятных условий для развития личностного потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе активного взаимодействия. С этой целью, по мнению А. И. Троцкой, были введены «модульный и интегрированный подходы в построении образовательных программ, социально-ориентированное обучение, имеющее личностно-деятельностный характер» [3].
Ключевые задачи построения профессионального обучения будущих педагогов специального и инклюзивного образования предусматривают поиск наиболее эффективных траекторий построения образовательно-воспитательной среды в педагогическом вузе, обеспечивающей социокультурное развитие каждого студента и становление его не просто как профессионала, но и как саморазвивающейся личности. Решение вышеобозначенных задач становится возможным при выявлении условий, способствующих формированию социокультурных ценностей, определяющих профессионализм будущего педагога специального и инклюзивного образования и мотивационно-личностную готовность его к сопровождению детей с нарушениями в развитии.
Обзор литературы / Literature review
О. Н. Акиньшина подчеркивает важность формирования ценностного отношения студентов прежде всего к учебно-познавательной деятельности, являющегося «социокультурным механизмом их личностного профессионального роста» [4]. При этом автор отмечает взаимосвязь личностного роста студента и преподавателя в процессе осуществления инновационного обучения. В этом же контексте раскрывает значимость формирования социокультурных ценностей и И. Ф. Исаев, обращая внимание на миссию педагога как носителя ценностных ориентиров для своих учеников [5].
Е. П. Веретенникова, в свою очередь, формирование ценностных ориентаций у будущих педагогов видит решением задачи аксиологизации профессионально-педагогической подготовки [6], где в качестве основного условия выступает включение в спектр дисциплин специально разработанного курса, ориентированного на формирование у студентов умения выстраивать профессиональную деятельность с опорой на аксиологические ориентиры.
Акцент на непрерывности и преемственности в формировании социокультурных ценностей, начиная еще со школьного возраста, делает в своем исследовании Т. Н. Гущина, считающая сложившуюся систему ценностей универсальным инструментом, способствующим решению различных педагогических задач [7].
Понятия «ценность» и «ценностные ориентации», с точки зрения Д. А. Леонтьева, являются противоположными, так при относительной сформированности определенных социокультурных ценностей личности ее ценностные ориентации могут находиться в стадии развития и формироваться по мере становления самой личности [8].
В свою очередь, ценностные ориентиры личности и их приоритетность для каждого человека определяются уровнем его образования. Высокий уровень образования, как подчеркивает М. С. Яницкий, ставит на вершину иерархической системы ценностей стремление к самореализации и развитие креативности в собственной профессиональной деятельности [9].
Е. А. Климов рассматривает формирование ценностных ориентаций личности педагога в процессе профессионального саморазвития и самоопределения [10]. А Е. В. Соловьева данный процесс связывает с личностным самоопределением, направленным на формирование профессиональной субъектной позиции и профессиональной идентичности [11]. Данный аспект отмечает в своих трудах и Н. А. Менчинская, говоря о том, что необходимым условием формирования и развития личности является нахождение ее в ценностно-ориентированной среде [12].
Безусловную связь между ценностными личностными установками и проявлением педагога в профессиональной деятельности обнаруживают в своих исследованиях Д. Боер, Р. Фишер. Д. Боер указывал на прямое влияние культурной составляющей окружающей среды на формирование ценностных установок [13]. Р. Фишер рассматривал поведение и ценности в непреложном единстве, но отмечал недостаточность исследования их взаимосвязи [14].
Л. М. Митина отмечает значимую роль ориентации на ключевые социокультурные ценности в процессе профессионального становления будущего педагога с целью избегания запуска процессов стагнации и саморазрушения [15]. Ученый, опираясь на труды Н. С. Пряжникова [16], видит важным условием правильности и осознанности профессионального выбора и определения дальнейшей стратегии профессионального саморазвития интеграцию в учебный процесс проектов и программ социально-ценностного содержания. В. Б. Веретенникова, в свою очередь, подчеркивает роль ценностных ориентаций студентов в качестве доминирующего мотива в освоении профессиональных видов деятельности [17].
Акцент на важности включения социокультурного компонента в образование делает и В. И. Андреев, определяя «образование как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование» [18]. Г. Э. Коэльо же в своих исследованиях представляет систему ценностей личности как взаимосвязь между поведенческими проявлениями и мотивационными различиями каждого человека в процессе самоопределения и самообразования [19]. Ряд исследований зарубежных ученых, таких как Дж. Ли и А. Барел, посвящены изучению прямой зависимости между аксиологической направленностью в образовании и мотивационно-ценностными установками будущих педагогов [20]. При этом П. Ханел рассматривал поведение педагога в конкретной практической ситуации через призму сформированных у него ценностей [21].
По мнению С. В. Кривых, социокультурный контекст включается в педагогический процесс посредством проникновения «социокультурных конструкций» в структуру научных знаний. При этом обнаруживается взаимосвязь содержания образования и социокультурного окружения, оказывающего непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловой сферы личности, ее самосознание и саморазвитие [22].
В соответствии с вышесказанным считаем важным выделить факторы, обусловливающие важность формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов:
- Все изменения в образовании цикличны и происходят опосредованно социокультурным ценностям, принятым в обществе. Передача педагогом определенных социокультурных ценностей является важнейшей составляющей воспитания им подрастающего поколения.
- Появление инновационных образовательных методик и технологий происходит под влиянием изменений, реструктуризации современного знания, а также трансформации социокультурной среды, касающейся всех областей жизни человека, что может вызывать определенные социокультурные риски, которые могут стать как препятствием, так и стимулом в формировании у будущих педагогов специального и инклюзивного образования социокультурных ценностей.
- Грамотно выстроенная социокультурная среда вуза, обладающая высоким потенциалом в развитии личности будущего педагога специального и инклюзивного образования, способствующая его саморазвитию и самореализации, выступает главным мотивирующим фактором успешности студента в учебной и внеучебной деятельности, что является показателем результативности организации его формального и неформального профессионального образования.
- Мультикультурность современного образовательного пространства определяет перед будущим педагогом задачу обеспечения конструктивного взаимодействия между обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, освоения образовательной программы и специфики развития личности.
Выделенные факторы легли в основу определения механизмов формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Эффективность профессиональной подготовки педагогов для системы специального и инклюзивного образования и формирования у них социокультурных ценностей определяется единством ее цели и задач, совокупностью инновационных методов, средств и форм, используемых в работе со студентами.
В основе формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования лежат следующие теоретико-методологические подходы:
- аксиологический, определяющий, по мнению А. Л. Журавлева, ведущую роль ценностных ориентаций личности в процессе ее профессионального становления [23];
- компетентностный, обусловливающий, с точки зрения Л. В. Алиевой, воспитательный потенциал вуза в развитии личности и создании условий для «самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных ценностей» [24];
- системно-деятельностный, выступающий, согласно В. В. Давыдову, как основа самообразования и эффективного субъект-субъектного взаимодействия студентов [25];
- личностно ориентированный, являющийся ведущим звеном в формировании ценностных ориентаций, связанный, по мнению В. Д. Шадрикова, с запуском механизма профессиональной самоактуализации будущих педагогов специального и инклюзивного образования [26].
В числе ведущих механизмов в формировании социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования исследователи выделяют организационно-педагогические условия, созданные в вузе, для их качественной профессиональной подготовки.
О. А. Козырева отмечает, что «рассмотрение организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзивному обучению школьников в педагогическом университете начинается с условий-предпосылок. К таким условиям исследователь относит: кадровое обеспечение, материально-техническую оснащенность, учебно-методические и информационно-справочные условия (интерактивные ИКТ). В основе же профессиональной подготовки лежат условия-обстановка, а именно сформированная инклюзивная культура вуза, а также психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов, предполагающее объединение специалистов… вуза в решении задач, направленных на реализацию образовательных потребностей обучающихся и эффективное прохождение следующих этапов в процессе обучения: профессиональное самоопределение, становление, развитие будущих педагогов через предоставление дозированного психолого-педагогического воздействия с целью обеспечения качества образовательного процесса» [27].
Таким образом, организационно-педагогические условия – это совокупность объективных возможностей содержания, методов, организационных форм, информационно-образовательной среды, используемых в профессиональной подготовке будущего учителя к организации инклюзивного образования.
С целью определения уровня сформированности социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования, подготовка которых осуществляется в БУ «Сургутский государственный педагогический университет», нами был осуществлен анализ литературы, изучение передового педагогического опыта, анализ учебно-воспитательной среды вуза, опрос преподавателей вуза и педагогов-практиков. При этом сформированность вышеперечисленных ценностей определялась нами на основе выделенных компонентов:
- мотивационного, предполагающего оценку готовности студентов к работе с детьми с особенностями развития, что является залогом будущей успешной профессиональной самореализации и стремления к саморазвитию;
- когнитивного, представляющего собой результат теоретической и практической подготовки в рамках освоения образовательной программы (психолого-педагогические и технологические знания, профессиональные умения и навыки);
- рефлексивного, определяющего способность будущего педагога специального и инклюзивного образования к самоанализу и прогнозированию векторов повышения успешности собственной профессиональной деятельности;
- деятельностного, отражающего включенность студентов в различные виды формального и неформального образования, в том числе и социально-педагогические практики.
Для выявления педагогических условий, способствующих эффективному формированию социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования, нами был использованы следующие методы: метод экспертной оценки, методика изучения ценностных ориентаций личности М. Рокича [28], методика диагностики мотивационной направленности личности В. Э. Мильмана [29] и др.
Результаты исследования / Research results
В процессе исследования на первоначальном этапе нами были выделены педагогические условия формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования на основе их экспертной оценки. Для ранжирования экспертам были предложены восемь педагогических условий, которые были обозначены как преподавателями вуза, так и педагогами образовательных организаций.
Результаты ранжирования и определение относительного веса определенных условий формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты экспертного ранжирования условий
(Sj – экспертная оценка условия; Pj – относительная важность условия)
Исходя из мнения экспертов, в качестве ведущих условий были определены:
- Построение образовательной траектории с включением в учебный план дисциплин и курсов по выбору с использованием проблемных ситуаций и кейсов (У6).
- Включение будущих педагогов специального и инклюзивного образования в социально значимую добровольческую деятельность (У3).
Вышеобозначенные условия были реализованы в процессе организованной опытно-экспериментальной работы на базе БУ «Сургутский государственный педагогический университет» в период 2022/2024 учеб. года, в котором приняли участие 150 студентов – будущих педагогов.
В рамках реализации первого условия в учебный план подготовки студентов направлений 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) были включены следующие дисциплины: «Специальная педагогика и психология», «Волонтерство в специальном образовании», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Практикум по работе с детьми с ОВЗ» и т. д.
Содержание данных учебных дисциплин ориентировано на формирование социокультурных ценностей (ценности активной, деятельной жизни, ценности здоровья, сохранения собственной индивидуальности, ценности педагогической деятельности как приоритетной жизненной позиции и т. д.) у студентов – будущих педагогов инклюзивного образования в процессе освоения профессионально-ориентированного содержания: нормативно-правовых основ специального образования; особенностей психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями; методов, средств и технологий организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью; ассистивных технологий сопровождения лиц с ОВЗ. При этом практические и семинарские занятия в рамках обозначенных дисциплин предполагают опору на междисциплинарность и носят вариативный характер. Таким образом обеспечивается реализация ФГОС ВО на основе компетентностного подхода, предполагающего реализацию профессиональной подготовки посредством освоения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Социокультурную составляющую компетенций, ориентированную на формирование ряда важных личностных качеств, ценностных и профессиональных ориентаций будущего педагога специального и инклюзивного образования, представим на примере УК и ОПК компетенций ФГОС вышеуказанных направлений подготовки (см. таблицу).
Ценностный компонент компетенций
|
Социокультурные ценности |
Компетенции |
|
Ценности человека как свободной, самодостаточной личности, диалога с собой и с другими людьми |
УК-1, УК-2 ОПК-2, ПК-1 |
|
Ценности культуры общения, поведения, взаимоотношений в социуме, ценности культуры личности и деятельности |
УК-3, УК-5, УК-6, ОПК-7 |
|
Ценности образования и воспитания, ценности нравственной культуры |
ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8, ПК-3 |
Использование кейс-технологии для формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования способствует подготовке конкурентоспособного выпускника с высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, а также надпрофессиональных качеств (психофизиологических, социально-коммуникативных), которые высоко оцениваются современными работодателями. При этом решение и анализ кейс-задач эффективно сочетаются с построением обучения на основе методов педагогического проектирования, деловой игры, мозгового штурма.
Приведем фрагмент кейса «Социокультурная интеграция лиц с ОВЗ», направленного на формирование социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования посредством проектной деятельности.
Проанализируйте фрагмент статьи М. И. Киселева «Социокультурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья» (кейс г. Шахты) [30].
Задания к кейсу:
- Проведите контент-анализ понятий «социальная реабилитация», «социокультурная интеграция» с целью определения их соотношения в процессе социокультурного развития детей с ОВЗ (возраст и нозологическую группу выбираете самостоятельно).
- Разработайте проект программы социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с включением всех субъектов образовательного процесса, опираясь на Федеральную рабочую программу воспитания (ФРПВ) [31] и Федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП ДО) [32].
В рамках выполнения второго условия на базе университета реализуется Программа инклюзивного добровольчества, целью которой является развитие инклюзивного волонтерского движения в университете, способствующего самореализации личности добровольцев посредством общественно полезной деятельности. Программа включает следующие направления: развитие системы обучения студентов практике инклюзивной добровольческой деятельности, медиасопровождение инклюзивного добровольчества, социальное партнерство.
В качестве основных результатов реализации программы выступают:
- подготовка инклюзивных волонтеров посредством их обучения в «Школе инклюзивного добровольчества», участия в работе образовательных методических площадок регионального, федерального и международного уровней (международный форум «Территория Ритма», Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», круглый стол «Инклюзивное волонтерство как форма социального воспитания и развития активности молодежи: опыт и перспективы» и др.);
- создание будущими педагогами специального и инклюзивного образования социально ориентированных проектов в области добровольческой деятельности по сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (проекты «Творческие мастерские “СО-твори Добро”», «Пластилиновая ворона», «Сказочный мир природы» и др.), позволяющие развивать социальную активность и гражданскую позицию в процессе их реализации;
- внедрение систем наставничества «преподаватель – студент», «студент – студент» в процессе освоения волонтерских компетенций;
- разработка методической продукции и трансляция накопленного опыта по проблеме организации инклюзивной добровольческой деятельности студенческой молодежи (учебно-методические пособия, методические разработки и т. д.).
Добровольческая деятельность в составе инклюзивного волонтерского отряда «PRO-Добро», действующего с 2019 года, является ведущим видом социально-педагогических практик и позволяет создать условия, способствующие самореализации будущих педагогов специального и инклюзивного образования посредством общественно полезной деятельности, обеспечивает формирование у них ценностных установок.
Реализация вышеописанных условий способствовала повышению уровня сформированности социокультурных ценностей по мотивационному, когнитивному, рефлексивному и деятельностному компонентам. Обобщенные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня сформированности социокультурных ценностей
у будущих педагогов специального и инклюзивного образования
(констатирующий (1-й) и контрольный (2-й), этапы, %)
Заключение / Conclusion
Таким образом, теоретический анализ исследований по изучаемой проблеме позволил выявить факторы формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования: цикличность изменений в образовании, социокультурная трансформация в обществе, мультикультурность образовательного пространства, мотивирующий характер социокультурной среды вуза, которые легли в основу разработки организационно-педагогических условий, реализованных в процессе опытно-экспериментальной работы: построение образовательной траектории с включением в учебный план дисциплин и курсов по выбору с использованием проблемных ситуаций и кейсов; включение будущих педагогов специального и инклюзивного образования в социально значимую добровольческую деятельность.
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике в сформированности социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования и необходимости внедрения данного опыта в систему профессиональной подготовки. Организация образовательно-воспитательной деятельности с учетом выявленных условий позволила вывести профессиональную подготовку будущего педагога на более качественный уровень, обеспечила сохранение его мотивации к повышению компетентности в области специального и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Anastasiya А. Bobrova