Full text

Введение / Introduction

 

В современном мире важнейшим приоритетом и целью государства является формирование у детей, начиная уже с дошкольного возраста, мотивации к занятиям спортом. Физическое воспитание с юных лет должно проходить комплексно и последовательно. При этом надо добиться таких условий, чтобы физическое воспитание детей не ограничивалось занятиями физической культурой в школе. Современная Россия существует в достаточно непростых условиях. В связи с этим приобретает особую значимость обучение подрастающего поколения физическим упражнениям, воспитание и развитие у школьников всех физических качеств. Одним из способов развития и формирования необходимого фонда умений и двигательных навыков являются занятия по настольному теннису в спортивной школе олимпийского резерва. Настольный теннис – доступный и интересный вид спорта для занимающихся разных возрастов. Тренировки в специализированных школах способствуют обеспечению необходимым уровнем двигательной активности ребят, а также формируют такие важные качества личности, как целеустремленность, настойчивость, познавательный интерес.

Одной из приоритетных задач работы является анализ уровня развития мотивации к занятиям настольным теннисом в спортивной школе и на основе этого изучение возможности повышения мотивации обучающихся СШОР. Мотивация – это совокупность побуждений, которые вызывают активность индивида. Этот термин, по мнению Б. К. Сангинова, определяется критериями, детерминирующими поведенческие акты ребенка [1]. Как считают Л. М. Измайлова, Г. В. Батуркина, И. Е. Прокофьев, Д. В. Коватев [2], мотивация состоит из мотивов, которые движут психологией ребенка и проявляются в его стремлении делать что-либо не просто так, а с нацеленностью на результат.

Необходимо упомянуть, что с мотивацией тесно связан интерес. Он выражается в форме познания, активного побуждения к деятельности, главной формой выражения которого являются эмоции, связанные с этой потенциальной деятельностью. Мотивация лежит в основе, служит источником интереса.

Мотивы в спорте более динамичны, нежели в других сферах деятельности. А. Н. Козулько в своих работах указывает на иерархическую систему мотивов [3]. Один мотив подчиняется другому, а также может вытекать из предыдущего. Мотивация может изменяться под влиянием различных факторов, таких как окружающая среда, общество, процесс деятельности (например, особенности организации тренировок). В свою очередь, мотивы выступают как границы мотивации, каждый из них вносит свои коррективы в поведение учащегося. Очень важны приоритеты, цели и установки ребенка, от этого также зависят мотивы и, соответственно, изменение мотивации.

В работах А. В. Алексеева, Г. Д. Горбуновой, Л. М. Измайловой, Т. В. Андрюхиной, Е. В. Кетриша и других по педагогической психологии можно, помимо прочего, найти разделение мотивации на внутреннюю и внешнюю. Оба этих вида мотивации, с точки зрения В. В. Команова, оказывают свое влияние на занимающихся в СШОР по настольному теннису [4]. Внутренняя мотивация зависит от самооценки, самодисциплины и спортивного характера воспитанника. Внешняя же мотивация влияет на подсознание самого занимающегося, она не подстроена под внутреннюю. Внешние мотивы формируются от оценок ребенка и качества его деятельности извне в виде поощрений, похвалы, наказаний, стимулирующих приемов.

Исходя из указанных понятий о мотивации и мотивах, обобщим мотивы, которые могут быть именно у обучающегося в спортивной школе по настольному теннису. Чаще всего у ребенка уже сформирован интерес к игре, ребята хотят соперничать с другими, учиться новому, регулярно выполнять физические упражнения. Многим интересно добиться определенных результатов, чтобы выделяться в коллективе сверстников. Это проявляется через самовыражение личности, через стремление у юных спортсменов занимать более высокую социальную позицию. Это отмечает в своих работах М. Ю. Глухова [5].

Цель нашего исследования состоит в определении уровня мотивации детей к занятиям в СШОР по настольному теннису.

Новизна исследования состоит: 1) в анализе факторов развития мотивации к занятиям в СШОР по настольному теннису; 2) установлении различий между мотивационной сферой, самой мотивацией и мотивами деятельности, их иерархией; 3) изучении мотивации в контексте набора воспитанников в спортшколу по данному виду спорта; 4) диагностике изменения уровня мотивации занимающихся в ходе тренировок.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Сущность и значение понятия «мотивация» раскрывается в научной литературе через призму мотивов и мотивирования. Мотивация – основная движущая сила для человека. Мотивирование – сложный многосторонний процесс, который нужно применять только при определенных условиях, более того, необходимо понимать, как это правильно сделать в отношении конкретного занимающегося. Большую роль при мотивировании играет проработка с тренером в рамках индивидуальных бесед мотивов к занятиям настольным теннисом, приемов игры, планирование и постановка целей и задач тренировок, определение ориентиров для игрока, желаемых и реальных результатов, а также выявление способов достижений результатов с целью сделать тренировочную деятельность наиболее эффективной и интересной для ребенка.

По мнению М. Ю. Глуховой, внутренняя мотивация формирует познавательный интерес к занятиям, вовлеченность в процесс, но только в том случае, если внешние мотивы не слишком сильно давят на ученика и он чувствует сам ответственность за выполняемую им деятельность [6]. При достижении промежуточных успехов под действием внешних мотивов обучающийся испытывает положительные эмоции и затем сам выступает инициатором продолжения собственных тренировок, то есть внешняя мотивация трансформируется во внутреннюю. Подобное описание перехода внешней мотивации во внутреннюю можно найти в работе И. В. Даниловой [7]. В. М. Кравченко подробно останавливается на использовании технологии игрового тренинга в процессе формирования мотивации детей старшего дошкольного возраста [8]. В. С. Матвеева, в свою очередь, раскрывает особенности формирования и развития мотивации у подростков к физкультурно-спортивной деятельности, используя интерактивные связи [9].

При анализе психолого-педагогических источников удалось обнаружить, что мотивация к занятиям настольным теннисом, по мнению Г. В. Барчуковой, М. Ч. Хо, продиктована у начинающих спортсменов желанием вникнуть в суть игры, узнать какие-либо новые элементы, упражнения, научиться их выполнять [10]. На тренировках в СШОР активизируются дополнительные внутренние процессы в ребенке, такие как память, воображение, мышление. Следовательно, интерес к игре и к развитию в данном виде спорта повышается. 

В современной методической науке в качестве одной из важнейших задач ставится мотивирование мальчиков и девочек, пришедших в СШОР, активно заниматься настольным теннисом, чтобы удовлетворить их потребность в движении. Именно на этом аспекте в своей монографии останавливаются И. С. Барчуков и Г. В.  Барчукова [11].

Для мотивации более младших возрастов при посещении тренировки по настольному теннису используются различные средства и методы по обеспечению необходимого уровня подвижности на тренировках с целью гармоничного развития ребенка и достижения им необходимого уровня движения ежедневно, что необходимо для биологического роста организма и ведения здорового образа жизни.

В исследованиях Н. В. Бордовской, А. А. Реана, В. М. Кравченко [12] и других мотивация – новообразование личности, проявляющееся во внутренних и внешних стимулах, на которых основано дальнейшее побуждение к конкретной активной деятельности.

Обращение к исследованию А. В. Кирилловой, Э. В. Черник [13] позволяет говорить о том, что мотивация юных теннисистов зависит от множества факторов, таких как питание, восстановление, личная гигиена, количество и качество дневного сна. Для достижения цели по осознанию ребятами соблюдения подобной дисциплины в режиме жизни нужно мотивировать детей конкретного возраста делами, среди которых могут быть покупка нового конструктора мальчикам и кукол девочкам, можно отвести обучающихся в парк аттракционов, поиграть с ними в настольные игры. Здесь речь идет об организации свободного времени вне тренировочного процесса.

Ведущее значение имеют и грамотная организация индивидуальной работы, и стимулирование к саморазвитию учащихся спортивной школы. Проанализировав результаты исследования, проведенного В. С. Матвеевым, мы сделали вывод, что воспитанники, с которыми поддерживается связь на протяжении сезона, которым объясняют, как, что и почему надо делать, имеют в конце года тренировок повышенный уровень мотивации к регулярным занятиям [14].

Стоит отметить, что в работе И. В. Дубровской [15] предлагаются идеи посещения ребятами музея спорта. Это замотивирует их к завоеванию увиденных в музее наград, раскроет смысл тренировок и сложного пути к вершине именно в настольном теннисе, сформирует интерес к игре через знакомство занимающихся с основными моментами из истории избранного вида спорта, отечественными игроками. Благодаря просмотру экспонатов в музее, как считает В. Л. Данилова [16], у учащихся спортивной школы повысится как мотивация к занятиям настольным теннисом, так и популярность самой игры.

Если говорить о более старшем возрасте, то для мотивации этих ребят к продолжению тренировок в СШОР очень важны технологии и методы, используемые тренерами при занятиях с ними. Такая точка зрения встречается у О. Ф. Мельниковой, Е. А. Шуняевой, Т. В. Паршиной, Е. А. Семтиной [17]. Повысить мотивацию, согласно исследованию А. А. Шарикова, О. Б. Серёгина [18], могут некоторые элементы кроссфита, применение современных интерактивных технологий, оценка показателей физического развития под влиянием тренировок по настольному теннису в спортивной школе.

Опираясь на работу Г. В. Барчуковой и А. В. Родионова в вопросе мотивации воспитанников СШОР к тренировкам по настольному теннису, следует упомянуть, что все стороны подготовленности (ментальная, тактическая, физическая) определяют настрой занимающихся на тренировку в целом, а также на ее отдельные элементы, например: игровые задания, матчи на счет и др. [19]

В процессе занятий ребенок регулярно находится под влиянием стрессовых факторов, бороться с которыми Г. В. Барчукова предлагает при помощи физических упражнений различной интенсивности и проходящей в разных зонах мощности нагрузки [20]. Итак, для того чтобы мотивация ребенка не пропадала, реакциям на стрессовые воздействия при игре в настольный теннис должно уделяться, по мнению Г. В. Барчуковой, К. С. Бакшеева, не меньшее внимание, чем физической и тактической подготовке обучающихся [21].

В настоящее время предпринимаются попытки выявить наиболее эффективные средства и приемы мотивирования обучающихся ходить на занятия. Хо Мань Чыонг при проведении исследования во Вьетнаме по привлечению молодого поколения к занятиям настольным теннисом выделял такие приемы: эмоциональная поддержка ученика, формирование позитивной атмосферы на тренировках, психофизическая готовность и возможность ее совершенствовать [22].

Существует определенное количество психологических приемов, помогающих ввести ребенка в нужное состояние, Л. В. Скитнявский выделяет следующие:

‒        от мотивации на каждой конкретной тренировке зависит дальнейший результат занимающихся на соревнованиях, то есть необходимо моделировать соревновательные ситуации во время тренировочного процесса, нагнетать обстановку на тренировке, чтобы юные спортсмены могли прочувствовать атмосферу турниров, войти в то самое состояние, которое они действительно часто испытывают перед официальными стартами;

‒      объяснение и наглядная демонстрация учащимся СШОР важности сохранения концентрации на протяжении всей тренировки, чтобы потом легче было держать внимание в ходе соревнований;

‒      отсроченные цели не очень хорошо влияют на мотивацию к занятиям у молодых спортсменов, поэтому помимо целей на будущее гораздо важнее ставить цели промежуточные, в том числе в разных аспектах тренировки, и за счет них поэтапно идти к более глобальным [23].

Такие авторы, как Г. В. Барчукова, Е. В. Романина, М. Х. Родионова, в своих работах большое внимание уделяют типологическим особенностям воспитанников СШОР [24]. На основе их анализа, а также опираясь на разработки Л. К. Серовой, можно сделать вывод, что темперамент и склад характера ребят влияют на их же мотивацию, на ее изменения в зависимости от особенностей проведения тренировок, тренерского общения с воспитанниками. К примеру, с экстравертами необходимо общаться более открыто и эмоционально, тогда их мотивация к посещению тренировок будет повышаться.

Согласно Ю. Д. Овчинникову, Л. В. Харьковой, Д. М. Сычёву, мотивацией занимающихся настольным теннисом может быть снижение усталости и повышение энергии, которое ребята будут чувствовать благодаря тренировкам, организованным в спортивной школе [25].

Безусловно, в функции тренеров СШОР входит мотивация родителей будущих юных спортсменов. Задача тренеров – заинтересовать родителей различными способами, чтобы те отдали своих детей в спортшколу, пропагандировать этот вид спорта. По мнению Г. В. Барчуковой, А. В. Родионова, тренеры должны использовать свои содержательно-педагогические установки и тем самым мотивировать обучающихся посещать тренировки по настольному теннису [26].

Помимо прочего, в работах Г. В. Барчуковой, И. С. Барчукова можно найти сведения о важности критериев отбора в спортивные школы олимпийского резерва, это поможет замотивировать учащихся узнавать что-то новое из мира спорта, понимать свою значимость и повысит интерес юных спортсменов к прогрессированию в игре. Более того, мотивация ребят заключается в том, что они хотят повысить свое мастерство, играя при этом с другими воспитанниками СШОР, которые тоже хотят совершенствоваться и имеют потенциал в настольном теннисе [27].

Г. В. Барчукова, А. И. Лаптев указывают на то, что ребятам в их возрасте всегда интересно заниматься какими-либо физическими упражнениями [28]. Занятия по настольному теннису в спортивной школе предоставляют возможность делать это постоянно и с позитивом. При этом правильная мотивация учеников сопровождается формированием у них эмоциональной устойчивости, необходимой в спорте. В процессе тренировок нужно выделять самых активных, ловких, быстрых, а также тех, кто лучше всех выполняет какие-то упражнения, игровые элементы. Для правильной мотивации необходимо построить систему, в которой остальные обучающиеся будут тянуться за лучшими, но не завидовать им. Лидеры же будут осознавать свое превосходство на тренировках и будут стремиться остаться на лидирующих позициях.

Игры в настольный теннис моделируются так, чтобы мотивировать обучающихся задуматься над решением тактической проблемы в игре [29].

Вопросы мотивации к занятиям спортом юными воспитанниками рассматриваются на международных научно-практических конференциях как зарубежными исследователями [30], так и отечественными [31]. Например, в работе Ч. Дэй делается акцент на готовности педагога-тренера к формированию личности юного спортсмена [32]. В исследовании Х. Л. Уолтер мотивация к занятиям двигательной активности рассматривается в совокупности с другими видами деятельности [33]. В работе И. Эсслинг сделан акцент на использовании различных педагогических технологий в спортивной деятельности в процессе мотивации [34]. 

Таким образом, мотивация – процесс формирования и образования мотивов и потребностей, при котором человек имеет желание и побуждение к выполнению определенной деятельности, сопровождающейся возбуждением мозговых структур. Мотивация к занятиям настольным теннисом может быть обусловлена желанием познать что-то новое, проявляется заинтересованность у ребят и желание попробовать позаниматься настольным теннисом в СШОР. При исследовании мотивации к занятиям у юных теннисистов необходимо учитывать типологические особенности каждого ребенка, склад характера, а также воздействие на него стрессовых факторов.

Поскольку в нашем исследовании затрагивается и изменение мотивации обучающихся под влиянием тренировок в спортивной школе, нельзя не отметить, что очень важно давать позитивную мотивацию детям для занятий в спортивной школе, так как это будет способствовать эффективности тренировочного процесса и выполнению игровых заданий на более продуктивном уровне. Это усилит желание ребят посещать тренировки по настольному теннису, юные спортсмены будут осознавать важность именно этих занятий. Таким образом, формируется интерес к тренировкам как к средству подготовки к соревнованиям и позитивному времяпрепровождению.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы (обобщение научно-методических исследований, анализ научной литературы по теме), эмпирические методы (анкетирование и анализ его результатов). В проведенной опытно-экспериментальной работе участвовали 32 воспитанника государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы спортивной школы олимпийского резерва «Московское городское физкультурно-спортивное объединение» Департамента спорта города Москвы (ГБУ ДО «МГФСО»), на базе которого проходило исследование. В практической части работы нами выделены последовательные этапы:

‒      составление анкеты с заранее сформулированными вопросами и вариантами ответов;

‒      рассылка действующим спортсменам СШОР по настольному теннису лично анкеты с целью проведения объективного исследования;

‒      анализ результатов исследования и на его основе формулирование выводов по уровню мотивации занимающихся настольным теннисом в ГБУ ДО «МГФСО».

Кроме того, наше исследование заключалось в диагностике уровня мотивации учащихся различных возрастов к тому, чтобы записаться в спортивную школу по настольному теннису, а также в изучении факторов, влияющих на мотивацию занимающихся. Отметим, что опрошенные были школьного (разного) возраста и разного уровня игры, следовательно, полученные результаты можно обобщить как среднестатистические данные по обучающимся настольным теннисом в СШОР «МГФСО».

 

Результаты исследования / Research results

 

Для выявления уровня мотивации к занятиям в СШОР по настольному теннису было проведено анкетирование среди уже занимающихся в группах ребят.

Полученные данные, а также обобщение научно-методических работ по исследуемой проблеме позволили сконструировать работу по развитию мотивации у учащихся СШОР, а также сделать выводы относительно имеющейся мотивации мальчиков и девочек к посещению тренировок. В самом анкетировании респондентам было предложено ответить по следующим позициям:

‒      мотивация ходить на тренировки по настольному теннису в СШОР;

‒      количество официальных тренировок, которое есть в спортивной школе по расписанию;

‒        внутренние мотивы регулярно посещать тренировки по настольному теннису;

‒      внешние мотивы регулярно посещать тренировки по настольному теннису;

‒      мотивирование с помощью подбадривающих высказываний и действий в процессе тренировок;

‒      наличие ритуалов на соревнованиях по настольному теннису.

В ГБУ ДО «МГФСО» настольным теннисом могут заниматься как дети, так и взрослые. Многие воспитанники СШОР достигли высот на международной арене, завоевывая медали разного достоинства на первенствах мира и Европы, чемпионатах мира и Европы, мировых турнирах.

Говоря о нашем исследовании, стоит упомянуть, что оно проходило именно с воспитанниками «МГФСО» в Чертаново, где совершенствовали свое мастерство наибольшее количество профессиональных игроков. На данный момент в Чертаново под настольный теннис выделено два больших зала, оборудованных необходимым инвентарем. Также в спорткомплексе работают 11 тренеров по настольному теннису, ведущих спортивные группы разного уровня подготовки.

Немаловажно, что все тренера СШОР мотивируют своих воспитанников заниматься настольным теннисом, учитывая их индивидуальные особенности, личный интерес к игре и задачи. Регулярно происходит и коммуникация с родителями юных спортсменов.

Наглядная демонстрация с результатами ответов респондентов и выводы по ним будут сделаны далее. В анкете было шесть вопросов про мотивацию к занятиям настольным теннисом в спортивной школе

В анкетировании в сезоне 2023/2024 приняли участие 32 воспитанника СШОР по настольному теннису ГБУ ДО «МГФСО» в Чертаново.

В первом вопросе обучающимся в спортшколе ребятам предлагалось ответить, что их мотивирует ходить на тренировки по данному виду спорта в СШОР (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Анкетирование занимающихся настольным теннисом
в спортивной школе олимпийского резерва
, %

 

Вопрос

 

 

 

 

 

Ответ

Любовь к спорту в целом, желание заниматься любым видом спорта

Желание стать профессионалом именно в настольном теннисе

Мне нравится проводить так время, общаться с ребятами и поддерживать физическую форму

Ничего не мотивирует

Что вас мотивирует ходить на тренировки по настольному теннису в СШОР?

58,1

 

22,6

 

16,1

 

3,2

 

 

По результатам ответов на данный вопрос видно, что большая часть опрошенных занимается настольным теннисом, так как любит спорт в целом, им непринципиально, в каком конкретно виде спорта они станут профессионалами. Вероятно, что многие из них выбрали играть в настольный теннис из-за относительно невысокого травматизма вследствие отсутствия контакта между соперниками, а также благодаря финансовой доступности настольного тенниса. 22% опрошенных не прочь стать профессионалами в области настольного тенниса. 16% испытуемых проголосовали за тот вариант, что им нравится времяпрепровождение на тренировках в СШОР, их атмосфера и всегда полезное общение с другими ребятами. Практически отсутствуют среди опрошенных немотивированные обучающиеся, что, с нашей точки зрения, логично, учитывая работу над психологией юных спортсменов и безвозмездность занятий.

Далее занимающиеся отвечали на вопрос, устраивает ли их количество тренировок, которое есть в спортивной школе по официальному расписанию (табл. 2).

Таблица 2

Анкетирование занимающихся настольным теннисом
в спортивной школе олимпийского резерва, %

 

Вопрос

 

 

 

 

 

 

 

Ответ

Да, устраивает

Нет, хотелось бы, чтобы их было больше

Нет, хотелось бы уменьшить их

В какие-то периоды нужно больше тренировок, в какие-то меньше, зависит от учебы, других дел и планируемых соревнований

Устраивает ли вас количество официальных тренировок, которое есть в спортивной школе по расписанию?

64,5

 

32,3

 

0

 

3,2

 

 

По результатам видно, что 65% занимающихся всё устраивает. Треть ребят хотела бы увеличить количество официальных тренировок в СШОР. Это, безусловно, положительный момент, ведь это говорит о том, что многие воспитанники мотивированы заниматься настольным теннисом как можно больше. Совершенно нет тех, кто хочет уменьшить количество официальных занятий. Лишь некоторые считают, что тренировочный объем должен зависеть от различных факторов и конкретного этапа в подготовительном периоде. Это позволяет сделать вывод, что все ребята мотивированы заниматься настольным теннисом в спортивной школе регулярно и подходят к планированию занятий осознанно.

Следующий вопрос содержал в себе информацию о внутренних мотивах к посещению тренировок по настольному теннису в СШОР (табл. 3).

Таблица 3

Анкетирование занимающихся настольным теннисом
в спортивной школе олимпийского резерва

 

Вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ

Мне нравится чувствовать себя спортсменом, находясь в тренировочном процессе

Хочу доказать себе, что я могу достигать определенных результатов

Мне нравится играть в настольный теннис

Занятия настольным теннисом повышают мою самооценку и статус

Развиваются многие полезные качества благодаря регулярным тренировкам

У меня отсутствуют внутренние мотивы посещать тренировки по настольному теннису

Какие внутренние мотивы существуют для вас регулярно посещать тренировки по настольному теннису?

58,1%

18 чел.

41,9%

13 чел.

71%

22 чел.

29%

9 чел.

38,7%

12 чел.

6,5%

2 чел.

 

Значительная часть респондентов удовлетворены, ощущают себя спортсменами, находящимися в тренировочном процессе. Чуть более 40% посещают тренировки в спортивной школе, чтобы доказать себе, что у них есть неплохой уровень игры. Примерно ¾ опрошенных просто наслаждаются выбранным видом спорта. Лишь 29% отметили, что благодаря тренировкам в СШОР повышается их внутренняя самооценка. Из этого следует, что основная масса учащихся спортивной школы уверена в себе. 38% уверены, что тренировки способствуют развитию у них нравственных сторон личности и физических качеств. Почти отсутствуют ребята с отсутствием внутренних стимулов к посещению занятий. Сделаем вывод, что работа по мотивации обучающихся, проводимая тренерами СШОР, приносит свои результаты.

Далее был вопрос уже о внешних мотивах обучающихся спортивной школы (см. табл. 4).

Итак, среди внешних мотивов мальчиков и девочек к занятиям настольным теннисом в СШОР выделяется желание тренироваться, так как это поможет завоевать кубки, медали. Этот вариант выбрали практически 60% респондентов. Примерно 4/5 юных теннисистов нравится ход организованного процесса. Следовательно, подавляющему большинству учащихся спортивной школы подходят средства и методы ведения занятий, выбранные тренерами. Всего двоим обещаны дополнительные вознаграждения за посещение ими тренировок по настольному теннису. В данном случае имеет место отрицательная мотивация. 40% хотят зарабатывать благодаря умению играть в настольный теннис. Из этого можно сделать вывод, что достаточное количество занимающихся думает о перспективе, о преимуществах, которые они могут извлечь в будущем благодаря занятиям в спортшколе. Лишь двое воспитанников посещают тренировки по желанию их окружения. Отсутствие давления со стороны тренеров СШОР «МГФСО» подкрепляется тем фактом, что никто из воспитанников не отметил, что им приходится ходить на тренировки, так как их заставляет тренер.

Таблица 4

Анкетирование занимающихся настольным теннисом
в спортивной школе олимпийского резерва

 

Вопрос

 

 

 

 

Ответ

Мне нравится завоевывать награды (грамоты, медали, кубки)

Мне нравится сам ход тренировочного процесса в спортивной школе

За посещение тренировок и старание на них мне обещаны дополнительные поощрения

Хочу в будущем зарабатывать игрой в настольный теннис

Тренер заставляет меня ходить на тренировки

Мнение родных, знакомых, друзей влияет на мое посещение тренировок

Какие внешние мотивы существуют для вас регулярно посещать тренировки по настольному теннису?

59,4%

19 чел.

 

81,3%

26 чел.

 

6,3%

2 чел.

 

40,6%

13 чел.

 

0%

0 чел.

6,3%

2 чел.

 

В пятом вопросе занимающимся СШОР было предложено ответить, мотивируют ли их какие-либо подбадривающие высказывания, действия, и если да, то откуда они исходят (табл. 5).

Таблица 5

Анкетирование занимающихся настольным теннисом
в спортивной школе олимпийского резерва, %

 

Вопрос

 

 

 

 

 

Ответ

Мотивируют только мои собственные действия и слова

Мотивируют только действия и призывы тренера

Мотивируют только действия и подбадривающие фразы родных, друзей и знакомых

Всё вышеперечисленное

Меня не мотивируют никакие подбадривающие высказывания и действия

Мотивируют ли вас какие-либо подбадривающие высказывания и действия в процессе тренировок?

15, 6

 

 

6,2

 

 

9,4

 

 

59,4

 

 

9,4

 

    

По данной позиции мы видим, что большинству занимающихся помогают различные подбадривания и стимулирующие действия как со стороны, так и свои. Это указывает на то, что учащиеся спортивной школы по настольному теннису прислушиваются к тренеру, к собственным ощущениям, а также к значимым людям со стороны. Чуть более 15% отметили, что их стимулируют только свои выкрики и подбадривающие наставления. По 9%, в свою очередь, проголосовало за то, что одним необходимы бодрящие действия и фразы со стороны родственников, друзей, а другим абсолютны не нужны для мотивации любые настраивающие приемы и высказывания. Практически нет таких, кого подбадривают только слова и действия тренера в отношении обучающихся. Это может говорить, с одной стороны, о самостоятельности занимающихся и способности себя настраивать, а с другой стороны, о недостаточном влиянии тренера на спортсменов СШОР при игре на результат.

В следующем вопросе обучающиеся спортивной школы по настольному теннису отвечали об использовании ими ритуалов на соревнованиях и тренировках (табл. 6).

Таблица 6

Анкетирование занимающихся настольным теннисом
в спортивной школе олимпийского резерва, %

 

Вопрос

 

 

 

 

 

Ответ

Есть, и я в них действительно верю

Есть, но это больше как привычки

Эти ритуалы меняются в зависимости от результатов матчей

Есть, но на самом деле они не работают, а работает только самовнушение, что они помогут

Ритуалы имеют место быть как на соревнованиях, так и на тренировках

У меня нет никаких ритуалов

Есть ли у вас какие-либо ритуалы на соревнованиях по настольному теннису?

21,9

 

28,1

 

6,2

 

25

 

3,2

15,6

 

По мнению чуть больше четверти ребят, ритуалы при игре в настольный теннис трансформировались у них в привычки. Ровно четверть прошедших анкетирование убеждена, что ритуалы заложены в подсознании у спортсмена на уровне самовнушения, однако не имеют никакого практического смысла. 21% опрошенных верят в пользу ритуалов и применяют их. Только 15% участвовавших в анкетировании отметили отсутствие у них каких-либо ритуалов в спортивной деятельности. Есть и такие, кто использует ритуалы не только на соревнованиях, но и на тренировках. Итак, из данных ответов следует, что у многих занимающихся настольным теннисом в СШОР есть ритуалы.

Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что учащиеся СШОР ГБУ ДО «МГФСО» по настольному теннису имеют в основном положительную мотивацию к занятиям настольным теннисом. Ребята имеют сильное желание заниматься настольным теннисом, мотивированы ходить на тренировки в спортивную школу без пропусков. В то же время, на наш взгляд, тренерам стоит проводить отдельные беседы с некоторыми ребятами, точно определяя цели и задачи занятий настольным теннисом для каждого. Необходимо использовать разнообразные стратегии и технологии по мотивированию юных спортсменов заниматься настольным теннисом в СШОР.

Учитывая приведенные выше эмпирические данные и необходимость поддержания и/или развития мотивации к занятиям настольным теннисом в СШОР, мы разработали несколько технологий по развитию мотивации к посещению тренировок по настольному теннису в спортивной школе, которые можно применять при работе с недостаточно мотивированными учениками.

Технология интерактивной тренировки. Интерактивный подход влияет на более правильное восприятие занимающимся идеи самой тренировки. Соответственно, в интересах обучаемого проявлять собственную активность для осознания дела и наилучшего погружения в процесс.

Целью применения интерактивного подхода является организация положительной атмосферы на тренировке, обеспечение позитивного настоя к занятию у ребенка, активизация структур его мозга за счет использования современных интерактивных методов по мотивированию обучающегося к игре в настольный теннис.

С помощью вышеупомянутого подхода информация поступает в мозг учащегося оригинально, а не по привычным ему стандартам. Специальные приемы и упражнения, характерные для интерактивной технологии (постановка и отработка кейс-задач, работа по принципу «ковра идей» и др.), способствуют позитивному настроению в ходе всей тренировки, эффективности процесса, а вследствие этого мотивации занимающегося приходить на тренировки в спортивную школу снова и снова. В ходе занятий в СШОР можно использовать данный метод в форме коллективной работы учащихся или в виде ассоциаций. Целесообразно давать занимающимся задания, связанные непосредственно с игрой в настольный теннис, а также упражнения по общей физической подготовке, тщательно дозируя нагрузку и учитывая потребности каждого из ребят.

Технология здоровьесбережения. Продуктивной является также технология здоровьесбережения. Она заключается в использовании на тренировках по настольному теннису упражнений схожих по параметрам и динамике выполняемых движений со специфическими упражнениями в обсуждаемом нами виде спорта (упражнения на быстроту реакции, на гибкость, на выносливость и др.). Суть данного подхода состоит в изменяющихся условиях проведения тренировок, а также в контроле физических показателей и показателей здоровья занимающихся в спортивной школе, обеспечении безопасности на занятиях, создании благоприятного климата.

Информационно-коммуникативная технология. Добавить новые краски в тренировочный процесс в СШОР по настольному теннису способна информационно-коммуникативная технология (обсуждение турниров, просмотр медиаканала по настольному теннису или др.). Она помогает юным спортсменам получать сведения о важности ведения здорового образа жизни. Более того, она способствует обмену и передаче информации от занимающего тренеру и обратно, эффективному сотрудничеству ребенка с другими участниками тренировочного процесса в спортивной школе, протекающего в позитивном ключе. Всё это оптимизирует тренировочный процесс, дает возможность учащимся спортшколы еще больше прогрессировать в настольном теннисе, что развивает их мотивацию продолжать регулярно посещать занятия.

Игровая технология. Еще одна технология, возможная для применения в СШОР по настольному теннису, называется игровой. Данный метод подразумевает специфическую двигательную активность на тренировках по настольному теннису в СШОР. Также игровую технологию можно назвать новаторской, используя ее, тренеры спортивной школы дают занимающимся необычные игровые задания (игра накатом слева по левой диагонали, игра накатом справа по прямой, перескок в левом углу, веер накатом справа и др.), в которых решаются неординарные двигательные задачи, у учеников формируется желание получать физическую нагрузку постоянно.

Технология личностно ориентированной тренировки. В современном социуме занятия каким-либо видом спорта направлены на развитие личности, ее индивидуальных свойств и качеств. Личностно ориентированная технология всегда учитывает индивидуальные навыки и умения занимающихся, ориентирована на их совершенствование, в ней активно применяются дидактические методы (принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип субъектности и др.). На практике они включают в себя разные средства и приемы, способствующие росту интереса ребят к занятиям в спортшколе, в приоритете находится каждый обучающийся, формируется благоприятная атмосфера на тренировках, каждый чувствует себя важным участником процесса.

Разноуровневые технологии. Также при привлечении ребят к занятиям настольным теннисом имеет место разноуровневый подход. Данная технология в широкой практике предполагает дифференцированный подход к обучающимся (адаптация упражнений для воспитанников с разным уровнем подготовки). Преимуществом этого подхода является увеличение самостоятельности ребят, которое в том числе выливается в развитие мотивации к тренировкам по настольному теннису в СШОР. В качестве примера реализации данной технологии учащиеся спортивной школы могут дополнительно оставаться после занятий для отработки каких-либо игровых элементов (подачи, начала атаки, игровых комбинаций и др.).

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, нами было проведено исследование о мотивации к занятиям настольным теннисом в СШОР. Диагностика проходила в форме анкетирования занимающихся настольным теннисом в СШОР. Кроме того, были изучены мотивация в целом и мотивы ребят к занятиям конкретно настольным теннисом, а также проанализированы технологии повышения мотивации обучающихся СШОР по настольному теннису МГФСО к посещению тренировок.

Подводя итог, скажем, что учащиеся спортивной школы осознают важность тренировок и имеют мотивацию приходить на них. У ребят сформирован интерес к игре, присутствует желание совершенствоваться и развиваться в настольном теннисе. Многие воспитанники хотят доказать себе, что могут достигнуть определенного уровня в настольном теннисе, а без мотивации тренироваться этого сделать не получится, так как одного таланта и способностей не хватит. Для развития начинающих спортсменов тренеры СШОР используют разные методики и приемы. Немаловажно использовать индивидуальный подход, быть самому полностью вовлеченным в процесс.

Юным теннисистам необходимо предлагать разные игры, создавать ситуацию успеха, формировать положительную атмосферу на занятиях. От всего этого их мотивация к посещению тренировок будет расти, а сами тренировки станут эффективнее. Необходимо постоянно вести работу над мотивацией к занятиям в СШОР. Важно использовать дифференцированные технологии, определять возможности и потенциал мальчиков и девочек и планировать процесс занятий с учетом этого. Тогда у учащихся спортивной школы сформируется устойчивый интерес к системному посещению тренировок по настольному теннису.