Методическая компетентность преподавателя при реализации личностно-ориентированного обучения в современном вузе: содержательный аспект
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тиханова
Н.
Е., Сергеева
М.
Г.
Методическая компетентность преподавателя при реализации личностно-ориентированного обучения в современном вузе: содержательный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 7 (июль). – С.
88–101. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251131.htm.
Аннотация. Действующая нормативно-правовая база высшего образования существенно меняет облик университета и обусловливает необходимость динамичного пересмотра целей и содержания учебного процесса, способов достижения образовательных результатов и их диагностики. Современный преподаватель должен быть готов к активному освоению и использованию новых, а также созданию собственных продуктивных технологий в профессионально-педагогической деятельности, прежде всего в деятельности по методическому обеспечению учебного процесса. Сказанное со всей остротой ставит вопрос о повышении уровня методической компетентности преподавателя высшей школы, что невозможно представить без теоретического обоснования ее содержания в духе системных образовательных инноваций. Цель статьи – обосновать качественные особенности методической деятельности преподавателя современной системы высшего образования, ориентированной на личность студента, и раскрыть на их основе содержание его методической компетентности. Результаты исследования базируются на выявленных нормативных тенденциях развития личностно ориентированного обучения в России и соответствующих им требованиях к методической деятельности организаций высшего образования, конкретизация которых применительно к функционалу преподавателя позволила представить содержание методической компетентности педагогического работника современного вуза на языке частных методических компетентностей (компетенций) общего и специального значения. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и представлении образовательных нововведений, содержащихся в действующих образовательных стандартах и других нормативных документах, с позиции надлежащих преобразований в профессиональной деятельности по методическому обеспечению всех элементов личностно ориентированного учебного процесса, выраженных в целях и содержании обучения, его формах, методах и средствах, а также диагностике образовательных результатов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования переосмысленного содержания методического труда преподавателя вуза при организации подготовки педагогических работников к методической деятельности, составлении соответствующих основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования или оценки методической компетентности преподавательского состава образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова:
компетентностный подход, методическая работа, компетентность, образовательные стандарты, личностно ориентированное обучение, методическая деятельность, студентоцентрированность
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках НИР № 071720-0-000 «Психонейролингвистика в приложении к методике интенсификации процесса обучения иностранным языкам на основе междисциплинарных знаний».
Похожие статьи
- Понятие и структура методической компетентности преподавателя современного вуза
- ИНТЕГРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- Организация методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей
- Формирование и развитие профессиональных компетенций на уроке иностранного языка в учреждениях среднего профессионального образования: проблемы и пути решения
- Содержательная сущность компетентностного подхода в иноязычном образовании
Н.
Е. Тиханова