Педагогика

Одинокая М. А., Жеребкина О. С., Смольская Н. Б. Технология иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента развития иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 167–185. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241184.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность научного исследования обусловлена необходимостью использования и внедрения цифровых технологий в образовательную среду университета. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения авторской технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента развития иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров в образовательной среде университета. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов-магистрантов, а также анализ результатов опроса. Результаты исследования позволили выявить, что технология иммерсивной песочной анимации позволяет более детально ознакомиться с учебным контентом при изучении иностранного языка, а также является одним из современных инструментов действенной методической поддержки. Использование технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта способствует развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предпринята попытка уточнить термины «иммерсивная песочная анимация», «прикладной искусственный интеллект», «иноязычная эмотивная компетенция». Сформулировано содержание иноязычной эмотивной компетенции. Выявлен дидактический потенциал использования технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта. Описаны дидактические преимущества использования технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта; обоснована необходимость ее использования в образовательной среде университета. Практическая значимость состоит в том, что предложена и внедрена технология иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента, способствующего развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров в образовательной среде университета. Разработан и интегрирован комплекс проблемно ориентированных кейсов в целях развития иноязычной эмотивной компетентности. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта. Предложен алгоритм организации работы по развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров с применением комплекса специализированных стимулирующих кейсов.
Бермус А. Г., Сизова Е. В. Педагогические, лингводидактические и психологические условия использования ChatGPT в системе высшего образования: систематический обзор // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 150–166. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241183.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей в образовательных целях – актуальная тенденция сегодняшнего дня. С того момента, когда в ноябре 2022 года компанией OpenAI был запущен чат бот Chat-GPT, представляющий собой большую языковую модель как тип генеративного искусственного интеллекта, педагоги-исследователи, психологи и представители других областей гуманитарного и естественно научного знания из разных стран обратились к анализу технологических функций, дидактического потенциала, преимуществ, недостатков и рисков его практического применения. Число исследований по этой тематике с каждым годом неуклонно возрастает. Цель публикации – выявить педагогические, лингводидактические и психологические условия эффективного и безопасного применения Chat-GPT в системе высшего образования. Ведущими методологическими подходами, на которые опирались авторы, являются системный подход, экспресс-обзор и критический анализ научных источников, а также элементы библиометрического анализа. Материалом для обзора послужили 150 публикаций российских и зарубежных авторов, освещающих разнообразную проблематику и масштабы использования данного чат-бота в области образования. В результате были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы применения Chat-GPT как образовательной технологии. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе анализа большого объема научных источников за последние два года (2023–2024 годы) систематизированы мнения зарубежных и российских педагогов, касающиеся рисков использования нейронных сетей в образовании, и предложены рекомендации по оптимизации образовательной деятельности посредством применения чат-ботов с генеративным искусственным интеллектом в вузовской практике. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и классификации ключевых проблем, связанных с внедрением и апробацией Chat-GPT в образовательном процессе, а также в описании ряда значимых педагогических, лингводидактических и психологических факторов, позволяющих предотвратить либо устранить отрицательные последствия применения чат-ботов и других нейронных сетей в высшей школе. С практической точки зрения статья представляет интерес для педагогов-исследователей и представителей управленческого звена сферы образования, а также для широкой педагогической и академической аудитории, заинтересованной в реализации новейших информационно коммуникационных технологий и продвижении цифровой трансформации образования и науки.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Технологии смешанного обучения в преподавании дисциплин информационно-математического цикла в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 130–149. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241182.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цифровизация, оказывающая существенное влияние на все сферы жизни современного экономического общества, диктует системе высшего образования новые требования к уровню подготовки специалистов инженерно-промышленной отрасли. Назревшая необходимость модернизации существующих моделей обучения приводит к поиску эффективных образовательных технологий для развития у будущих выпускников технических вузов цифровых компетенций, отвечающих современным реалиям. Одной из таких технологий выступает смешанное обучение, подразумевающее совместное применение форматов онлайн- и офлайн-обучения. В статье анализируется понятие «смешанное обучение», обозначена значимость данной образовательной технологии с точки зрения междисциплинарного подхода к осуществлению современной информационно-математической подготовки будущих специалистов инженерно-технического профиля. Важность взаимной интеграции знаний на уровне фундаментальных технических наук и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обоснована на примере интеграции дисциплин информационно-математического цикла. При этом подчеркнута особая роль информационно-математического моделирования как системообразующего фактора интеграции знаний по рассматриваемым дисциплинам. Цель работы – выявить методические возможности применения технологий смешанного обучения в инженерном образовании при осуществлении междисциплинарной интеграции в преподавании дисциплин информационно-математического цикла. В исследовании применялись общенаучный диалектический метод, теоретико-методологический анализ и обобщение содержания математической, информационной, педагогической, методической, научно-технической литературы в области зарубежного и национального инженерного образования. На примере построения модели машинного обучения проиллюстрирован один из важных этапов исследовательского анализа данных – выявление выбросов и их обработка посредством современного стека цифровых технологий (языка программирования Python, библиотеки Pandas и Seaborn). Новизна настоящего исследования состоит в расширении научно-методического аппарата активизации деятельности студентов с целью развития соответствующих цифровых компетенций за счет реализации в учебном процессе технологий смешанного обучения при осуществлении междисциплинарной интеграции в преподавании дисциплин информационно-математического цикла. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций к применению инструментария смешанного обучения при реализации информационно-математической подготовки студентов инженерных специальностей вузов, выявлении и обосновании основных преимуществ внедрения технологий смешанного обучения в образовательный процесс технического вуза, а также обозначении их роли в повышении качества образования и подготовки инженерных кадров для цифровой экономики. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методические приемы внедрения технологий смешанного обучения могут быть использованы профессорско-преподавательским составом информационных и математических кафедр технических вузов в своей научно-методической и практической работе в условиях цифровой трансформации образования.
Боденова О. В. Организация учреждений общественного дошкольного воспитания в Карелии (1917-1928 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 110–129. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241181.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены результаты изучения процесса развития системы общественного дошкольного воспитания в Карелии в период военного коммунизма и новой экономической политики. Актуальность исследования определяется тем, что данная тема не стала предметом специального изучения, что препятствует созданию целостной картины развития института дошкольного воспитания в Республике Карелия, изучению региональных особенностей содержания и методики воспитания. Цель исследования – определение особенностей организации учреждений дошкольного воспитания в Карелии в период с 1917 по 1928 год. Методологической основой исследования стали принципы историзма и научной объективности. В работе применялись методы, обеспечивающие всесторонний анализ исследуемой проблемы: историко-сравнительный, фронтальное изучение архивных фондов, выявление, анализ, сравнение, обобщение, систематизация архивных и опубликованных источников. Выделены и описаны особенности работы органов управления дошкольным воспитанием в Карелии, порядок открытия и функционирования первых постоянных и временных дошкольных учреждений, их материально-техническая база, типичные для учреждений дошкольного воспитания трудности. В границах изучаемого периода представлены статистические данные о количестве дошкольных учреждений в Карелии в сравнении с общероссийскими показателями, описаны элементы быта дошкольных учреждений. Установлено, что развитие сети дошкольных учреждений в Карелии находилось под влиянием мер государственной политики и подчинялось общероссийским тенденциям: в первые годы советской власти отмечался рост дошкольных учреждений, который прекратился в период новой экономической политики; увеличение охвата детского населения дошкольными учреждениями в период завершения новой экономической политики достигалось путем открытия временных учреждений – детских площадок, но в Карелии эта задача решалась с большим трудом. Востребованность дошкольных учреждений в городе была значительно выше, чем в деревне, а их привлекательность для населения определялась мерами материального и продовольственного обеспечения, а не содержанием воспитания. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по истории развития системы народного образования в Карелии в целом и общественного дошкольного воспитания в частности. Введены в научный оборот дела из фондов архива Республики Карелия. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в научных исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, истории образования в Карелии, в экспозициях музея дошкольного воспитания Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.
Шеманаева М. А. Реализация социокультурной компетенции для обучения английскому языку как языку международного общения в школьных учебниках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 97–109. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241180.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Английский язык на сегодняшний день перестал быть только языком культуры Великобритании и США и стал языком международного общения. Целью исследования было выявить, как реализована социокультурная компетенция с точки зрения обучения английскому языку как языку международного общения в материалах школьного учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для 9-го класса. Обзор баз данных научных статей показывает, что обучение английскому как языку международного общения является актуальной тематикой научных исследований. Анализ литературы выявил, что в контексте исследования наиболее значимым компонентом иноязычной коммуникативной компетенции становится социокультурная компетенция, которая знакомит обучающихся с особенностями коммуникации в определенном культурном контексте. Определены подходы к обучению английскому как иностранному и как языку международного общения, требования к УМК для обучения английскому как языку международного общения: наличие материалов о локальной/родной культуре, культуре изучаемого языка и мировой/глобальной культуре в примерно одинаковой пропорции. По рассмотрению литературы выявлено, что современные УМК в разных странах не удовлетворяют данным требованиям. В ходе исследования был проведен анализ УМК «Английский в фокусе» для 9-го класса общеобразовательной школы. Результаты показали, что в УМК доминируют материалы в Великобритании и США (66–77%), при этом материалы о родной культуре практически отсутствуют (3–4%), а материалы о мировой культуре представлены недостаточно (4–20%). Научная новизна состоит в том, что в исследовании выявлено и обосновано содержание отличительного элемента иноязычной коммуникативной компетенции в преподавании английского языка как языка международного общения – социокультурной компетенции. В ходе исследования практически выявлено, что при использовании школьного УМК для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурной компетенции необходимо использование на занятиях в дополнение к учебнику большего разнообразия дополнительных материалов как о родной/локальной/региональной культуре, так и о мировой культуре без превалирующего влияния какой-либо конкретной культуры.