Педагогика
Смыковская Т. К., Дружинина Л. В. Потенциал задач в формировании критического мышления у старшеклассников при подготовке к компьютерному единому государственному экзамену по информатике и ИКТ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241174.htm
ART 241174
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11174
Просмотров: 801
Формирование критического мышления у старшеклассников в педагогике остается слабо изученной областью и не выделяется в самостоятельное направление. В ходе подготовки к итоговым испытаниям многие учащиеся сталкиваются с трудностями в формулировании мыслей, поиске информации и применении полученных знаний. Таким образом, исследование проблемы формирования критического мышления у старшеклассников при подготовке к итоговым испытаниям по информатике и информационно-коммуникационным технологиям является актуальным и требует систематизированного подхода к ее решению. Цель исследования заключается в разработке методики формирования критического мышления у старшеклассников при подготовке к итоговой аттестации по информатике в компьютерной форме, с использованием потенциала учебно-познавательных, комплексных проблемно-ситуационных, «эталонных» задач с демонстрацией мыслительных процессов. В статье рассматривается проблемно ориентированный подход, направленный на решение учащимися проблемных задач, которые требуют от школьников не только воспроизведения знаний, но и их применения в нестандартных контекстах. Контекстно-деятельностный подход предполагает использование контекстных задач, которые связаны с профессиональной деятельностью. Исследовательский подход способствует развитию умений критически оценивать источники информации, формулировать выводы на основе данных и аргументировать свои решения. Интерактивный подход опирается на использование современных технологий и программных средств, которые позволяют учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом. В статье выполнен обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме статьи, методическая база исследования представлена разработанной авторами методикой формирования критического мышления у старшеклассников, результаты исследования реализуются задачами, в которых происходит трансформация контекста условий и формулировок вопросов на каждом этапе модели. Разработанные блоки авторской методики вносят вклад в теорию и методику обучения информатике (уровень общего образования) и открывают перспективы для проведения дальнейших научно-методических исследований в данной области. Экспериментально определены условия эффективной реализации формирования критического мышления у старшеклассников на этапе подготовки к компьютерному единому государственному экзамену, ведущими средствами являются учебно-познавательные, комплексные проблемно-ситуационные или контекстные задачи по информатике, сопутствующими – кластеры и интеллект-карты, командные и индивидуальные проекты, «эталонные» задачи, кейсы. Практическая значимость заключается в методическом обеспечении процесса формирования критического мышления у старшеклассников при изучении информатики на этапе подготовки к итоговому испытанию.
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Student journey map как инструмент формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 336–348. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241173.htm
ART 241173
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11173
Просмотров: 801
Современные положения системы высшего образования обусловлены трансформирующимися требованиями рынка труда. В соответствии с этим появляются новые, более гибкие методы обучения, которые учитывают потребности не только бизнеса, но и индивидуальные потребности студентов. Инструменты и методы заимствуются из других сфер применения. Так, из маркетинга в образование пришел инструмент journey map, который направлен на изучение учебного опыта и потребностей студента. Изучение образовательного пути студента отражает компетентностный подход, сутью которого является нацеленность на профессиональные и личностные способности. Цель статьи – определение этапов разработки student journey map (далее – SJM) как инструмента формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров; а также разработка SJM по дисциплине «Маркетинг». В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анализ, синтез, обобщение, полуструктурированное интервью. В результате исследования были определены основные этапы разработки SJM, к которым относятся: определение целей и задач, сбор и анализ данных, создание портрета студента, определение ключевых действий студента, определение точек взаимодействия, анализ эмоций и потребностей, визуализация. Данные этапы могут быть применены при разработке SJM в любой области образования и на любом этапе, поскольку представляют собой системный план. Проведенное полуструктурированное интервью студентов позволило составить портрет студента первого курса, основными характеристиками которого являются: минимальные знания о маркетинге, стремление получать новые знания, активное использование социальных сетей, адаптация к новой социальной среде, стремление к коллективной деятельности, адаптация к требованиям университета, высокие технологичные требования. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты компетентностного подхода в образовании; синтезе и обобщении изученных понятий компетентностного подхода. Практическая значимость исследования представлена определением этапов разработки SJM при подготовке будущих менеджеров.
Пазухина С. В. Использование педагогических технологий в реализации моделей обеспечения психологического комфорта школьников в условиях новых вызовов и угроз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 319–335. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241172.htm
ART 241172
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11172
Просмотров: 713
Актуальность работы связана с необходимостью осмысления новых вызовов и угроз и создания теоретической базы для обоснования факторов достижения психологического комфорта обучающихся в современных условиях. В работе представлены результаты анализа теоретических моделей, цель которого состояла в определении оснований для описания составляющих, обеспечивающих психологический комфорт обучающихся в информационно-образовательном пространстве школы с учетом новых вызовов и угроз. Методологическим подходом, позволившим комплексно рассмотреть изучаемые факторы, выступил системный подход. Исходя из его основных положений и принципов, были изучены подходы к рассмотрению понятий психологического комфорта, социально-психологического климата, психологической безопасности образовательной среды, психологического благополучия обучающихся. Проанализированы исследования, посвященные современным вызовам и угрозам, которые опосредованно или напрямую влияют на ощущение психологического комфорта/дискомфорта ребенком. Описаны маркеры психологического комфорта и дискомфорта, приведены некоторые негативные последствия дискомфортных состояний школьников. Теоретическая значимость заключается в обосновании и раскрытии составляющих, важных для достижения психологического комфорта обучающихся в условиях современных вызовов и угроз. Показано, что современный мир вызовов и угроз можно рассматривать не столько со стороны самозащиты или обеспечения полного спокойствия, внешней защищенности, сколько с позиции иных механизмов и условий, требующих новых способов осмысления меняющейся реальности и ведущих к открывающимся возможностям, которые необходимо спрогнозировать и использовать во благо. Поэтому особую роль сегодня приобретают задачи по развитию личностных ресурсов обучающихся быть готовыми к разного рода угрозам, проявлять жизнестойкость в трудных ситуациях, следовать своей цели, созидая при этом и делая что-то полезное для своей страны, помогая другим. Практическая значимость заключается в том, что для каждой изучаемой составляющей, обеспечивающей психологический комфорт обучающихся, предложены педагогические методы (метод акцентирования ценностей, метод ценностных контрастов, метод придания ценности, методы формирования патриотических ценностей, смысложизненных ориентаций, методы реконструкции стилей общения, совместное со взрослыми обсуждение значимых для страны новостей, тренинги развития критического мышления, анализ манипулятивных технологий, используемых телефонными мошенниками, экспресс-упражнения для снятия эмоционального стресса, отрицательных эмоций, проводимые на уроках, динамических паузах, на переменах, методы самоорганизации и др.), которые могут использоваться для проведения эмпирического исследования.
Симашенков П. Д. Потенциал триггерной педагогики в освоении гуманитарных и социальных дисциплин в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 306–318. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241171.htm
ART 241171
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11171
Просмотров: 653
Актуальность проблемы определяется дискуссиями вокруг обучаемости представителей поколения Z. Цель исследования – оценка потенциала новой педагогической модели, предмет исследования – методика преподавания гуманитарных и социальных дисциплин в высших учебных заведениях. Ключевым избран идеологический подход, в основе которого положение о том, что вузы призваны формировать интеллигенцию. Камень преткновения в деле обучения зумеров – мещанский менталитет, усугубленный нежеланием учиться (это побочный эффект внушенного им потребительства). В качестве варианта восстановления авторитета университетского образования и повышения его эффективности предлагается концепция триггерной педагогики, способной в перспективе обеспечить синергию цифровых форм и человечного содержания учебно-воспитательного процесса. По мнению автора, вопрос духовно-нравственного обеспечения учебы в университетах является сегодня первостепенным. Именно гуманитарные предметы закладывают фундамент изучения предметов социальных, более того – вооружают студента научным мировоззрением, помогающим превзойти дисциплины естественные и технические. Формируя образовательную траекторию, следует культивировать и координировать критическое мышление студентов. Методика сильно зависима от харизмы и морального авторитета педагога, от его любви к предмету и способности выразить поэзию науки. В приоритете преподавания общеобразовательных дисциплин на младших курсах – обучение умению учиться, следующий этап – знакомство с азами исследовательской работы, далее – совершенствование навыков грамотной компиляции и приобщение к культуре дискуссии. Основа триггерной педагогики – идея творческого отношения к учебе. Автор убежден: эстетически окрашенная междисциплинарность в освоении гуманитарных предметов может гармонизировать развлекательный, воспитательный и академический компоненты просвещения, не допуская профанации и популизма. В итоге учащиеся должны осознать себя не только коллегами, но и современниками, а главное – соотечественниками. Научная новизна исследования определяется апробацией методов триггерной педагогики на базе высших учебных заведений. Теоретическая значимость работы – в обосновании принципов новой модели обучения, практическая значимость – в обогащении учебно-воспитательного процесса эстетическим компонентом.
Ключевые слова:
творчество, инновации, поколение z, клиповое мышление, гуманитарные дисциплины, триггерная педагогика, ассоциативный ряд
Рябова М. Э., Ван Б. Применение интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 289–305. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241170.htm
ART 241170
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11170
Просмотров: 682
Актуальность исследования в работе обусловлена: возрастающей ролью китайского языка как одного из инструментов расширения профессиональных знаний и умений у специалистов неязыковых профилей при общении с коллегами из Китайской Народной Республики в связи со стремительными преобразованиями политического и социально-экономического характера в Российской Федерации и укреплением рабочих связей между сотрудниками международных компаний двух стран; растущим противоречием между потребностью преподавателей иностранных языков высшей школы в использовании интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей с целью развития у них всех видов иноязычной речевой деятельности в ходе общения и взаимодействия с представителями других лингвокультур, с одной стороны, и отсутствием оптимального опыта применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей в высшей школе, с другой стороны; стремительным развитием интерактивных образовательных технологий обучения иностранным языкам в современном мире. Цель исследования – обобщение практики применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей. Работа была построена на основе компетентностного подхода, где содержание обучения китайскому языку было направлено на формирование коммуникативных компетенций и интерактивного подхода, заключающегося в повышении мотивации учащихся к изучению китайского языка посредством введения новых эффективных приемов обучения. Теоретическая значимость исследования состоит в освещении современных концептуальных положений по проблемам применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей. Практическое значение исследования заключается в разработке спецкурса «Деловой иностранный язык (китайский)», включающего интерактивные приемы обучения говорению на китайском языке, который может быть использован преподавателями иностранных языков в высшей школе. Итоги работы обозначены следующим образом: результативность обучения говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей зависит от методов обучения и от условий, в которых они наиболее эффективно реализуются. В работе научно обоснована значимость применения интерактивных образовательных технологий в плане обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых специальностей, с включением соответствующих методических приемов, которые могут быть использованы в высшей школе, с учетом профильной направленности, а также на курсах повышения квалификации преподавателей иностранного языка (китайского).
Т. К. Смыковская