Педагогика
Шинкарёва О. В. Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 252–264. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241094.htm
ART 241094
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11094
Просмотров: 1056
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения результативности научно-исследовательской деятельности студентов, поиска эффективных методов и форм данной деятельности, так как привитие навыков научного исследования является неотъемлемым условием формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего образования. Цель исследования – выявление факторов, которые могут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности студентов при их обучении в высших учебных заведениях страны. При написании статьи был проведен анализ мнений отечественных и зарубежных ученых, который помог автору уточнить понятие научно-исследовательской деятельности студентов, дать ее авторское определение, а также раскрыть направления осуществления данной деятельности. Для выявления факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов был использован метод анкетирования студентов Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета с использованием открытых и закрытых вопросов. По результатам опроса более 100 студентов бакалавриата направлений подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля «Обществознание и экономика» выявлено отношение студентов к научно-исследовательской деятельности. Так, обучающиеся осознают важность ее осуществления для их успешной карьеры в будущем, а движущие причины этого процесса – не только материальное поощрение, но и интерес, получение исследовательского опыта, развитие профессиональных компетенций. Среди причин, которые не позволяют учащимся заниматься наукой, – дефицит времени, отсутствие интереса, неинтересная организация и недостаточное материальное и эмоциональное поощрение. В связи с этим можно рекомендовать расширение форм и методов осуществления научно-исследовательской деятельности: осуществление проектных исследований и их последующая публикация, применение дистанционных форм поддержки студентов для экономии их времени, активное использование цифровых методов. Результаты статьи могут быть использованы для разработки мероприятий по развитию студенческой науки в вузах страны.
Мясникова Ю. И., Чернякова Ю. С. Формирование читательской грамотности школьников посредством интегрированного подхода на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 238–251. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241093.htm
ART 241093
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11093
Просмотров: 1087
Согласно ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), выпускники школ должны не только уметь апеллировать основными фактами и понятиями из курсов общеобразовательных предметов, но и применять эти знания на практике. Поэтому перед действующими педагогами стоит задача воспитания функционально грамотной личности. На сегодняшний день широкое распространение получает интегрированный подход, который можно активно использовать в целях развития читательской грамотности учащихся. Актуальность исследования обусловлена тем, что конечной целью уроков английского языка в рамках школьной программы является овладение коммуникативной компетенцией, в то время как при реализации интегрированного подхода английский язык предстает средством общения, средством овладения другими учебными предметами (например, литературой, историей). Цель данной публикации – проанализировать процесс формирования читательской грамотности школьников посредством интегрированного подхода на уроках английского языка. В статье рассматривается история и принципы интегрированного подхода (технологии CLIL), а также условия формирования читательской грамотности учащихся. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ отечественных и зарубежных источников по теме, наблюдение за деятельностью учащихся, анкетирование учащихся, обобщение педагогического опыта по внедрению интегрированного подхода. Проанализировав учебник английского языка “Spotlight 10”, мы пришли к выводу, что данный УМК содержит достаточное количество заданий для реализации интегрированного подхода. После подведения итогов апробации интегрированного подхода нами было установлено, что у учеников возникли трудности при работе с аутентичным текстом, однако наличие незнакомой лексики способствовало более вдумчивому и внимательному чтению и побуждало догадываться о значении незнакомых слов исходя из контекста. Кроме того, проведенное анкетирование выявило достаточно высокий познавательный интерес учащихся к такому виду работы. Теоретическая значимость заключается в систематизации знаний о развитии функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка через применение интегрированного подхода. Практическая значимость исследования представляет собой обобщение опыта применения представленных методических приемов работы с иноязычным текстом, что может быть полезным для практикующих учителей и студентов педагогических вузов.
Мантуленко В. В., Мантуленко А. В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 221–237. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241092.htm
ART 241092
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11092
Просмотров: 1165
Стремительное развитие цифровых технологий постоянно открывало новые возможности для образовательной системы, одновременно выстраивая и ряд новых вызовов, угроз для ее развития. Новой технологией, которая переживает сейчас активное внедрение в различные сферы жизни, является технология искусственного интеллекта (ИИ). Основной вектор, который цифровая трансформация задавала всегда, – это передача рутинных операций от человека к машине. В образовательном контексте данная функция цифровых устройств обозначалась как «повышение продуктивности и производительности». Так, например, на смену необходимости писать от руки конспекты лекций пришли возможности переводить голос преподавателя в текст посредством любого смартфона, а трудоемкая задача по написанию оригинального текста теперь легко может быть решена посредством бота на основе технологии ИИ. Однако вполне уместные опасения всегда сопровождали данный процесс изменений, поскольку в образовании, помимо продуктивности, всегда актуальной и даже более важной задачей была эффективность используемых методов, приемов и средств. Если на ранних этапах цифровизации (компьютеризации и автоматизации) образования опасения формировались вокруг возможности замены роли преподавателя компьютером, то сейчас в контексте угроз речь скорее идет именно об этических вопросах применения ИИ в учебном процессе и, как следствие, эффективности учебной деятельности и качестве получаемого образования. Целью данного исследования являлось изучение существующего опыта использования технологии ИИ студентами на примере вузов Самарской области для понимания характера данного процесса и новых задач, которые возникают в данном контексте для образовательной системы в целом. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении актуальных научных работ по проблеме использования ИИ в образовании, углубленном понимании сущности самой технологии ИИ и тех возможностей и угроз, которые возникают в связи с внедрением ИИ в образование. Практическая значимость работы определяется нахождением, с одной стороны, проблемных аспектов в использовании ИИ современной учащейся молодежью и точек роста, которые способны перевести российское образование на новый уровень развития с помощью использования современных технологических инноваций, – с другой.
Хаустов С. А. Проблематизация обучения биологии через применение провокационных вопросов, эвристической беседы и оценки результатов по шкале «истина-сомнение-заблуждение» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 202–220. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241091.htm
ART 241091
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11091
Просмотров: 897
Повышение качества естественно-научного образования является актуальной проблемой современной школы и требует непрерывной разработки и применения арсенала методических приемов и средств, в том числе направленных на развитие познавательной мотивации учащихся. Цель исследования – выявление и использование в учебном процессе наиболее распространенных научных мифов в качестве основы для проблематизации обучения биологии. Для проведения данного исследования была разработана опросная анкета, включающая биологические утверждения, направленные на оценку биологических знаний и подверженности различным заблуждениям. Сбор информации осуществлялся с использованием наиболее достоверных источников научной информации: учебных и методических пособий, современных публикаций в реферируемых профильных журналах. В исследовании принял участие 81 человек, среди которых – учащиеся школ, изучающие биологию на базовом и углубленном уровнях, а также участники молодежной конференции. Данные фиксировались в формате самопроверки в процессе эвристической беседы с демонстрацией набора иллюстративных материалов и самооцениванием по разработанной шкале «истина – сомнение – заблуждение». Обработка и графическая визуализация выполнялись в приложении Microsoft Excel. В результате исследования были выявлены биологические мифы, наиболее часто встречающиеся среди опрошенных групп респондентов; предложены возможные причины и принципы их распространения. Разработана методика проведения урока, объединяющая анкетирование с использованием провокационных вопросов и самопроверку в процессе эвристической беседы. Апробированные подходы к проблематизации обучения показали свою эффективность в ходе проверочного анкетирования спустя 12 месяцев. В качестве дальнейшего развития данной работы предложены варианты регулярного применения проблемных провокационных вопросов при обучении биологии на разных уровнях. Результаты исследования демонстрируют актуальность непрерывного обновления учебных материалов с учетом современных научных данных, а также диагностики подверженности учащихся различного рода заблуждениям и псевдонаучным фактам. Кроме того, процесс данного мониторинга в соответствии с предложенной схемой может оказаться сильной мотивирующей основой для углубленного изучения предмета.
Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Возможности ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством заданий математического содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 187–201. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241090.htm
ART 241090
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11090
Просмотров: 1013
Различные аспекты устранения неуспеваемости детей в школе разносторонне прорабатываются педагогами, психологами, методистами. Недостаточный уровень образования является основной причиной неудовлетворительных результатов, полученных обучающимся по учебному предмету. Целесообразным считаем приложить усилия не к устранению уже имеющихся неуспехов, а к предотвращению их появления, причем чем раньше будет проводиться эта профилактика, тем большего результата можно добиться. Учеными выделяются различные виды неуспеваемости. Целью данного исследования является практическая разработка заданий математического содержания, направленных на раннюю профилактику неуспеваемости первоклассников, и теоретическое обоснование предъявляемых к ним требований. Исследования затрагивают не только образовательные результаты учеников, но и их психофизиологические параметры. Обобщая различные точки зрения ученых, можно выделить ряд причин неуспеваемости детей, сопряженных с педагогическими, психологическими и социальными требованиями. Своевременное выявление и устранение причин, приводящих к неуспеваемости обучающегося, помогает избежать систематически возникающих пробелов в знаниях и умениях. Ранняя профилактика неуспеваемости может осуществляться на разных этапах обучения детей: «на входе» в образовательный процесс; в ходе обучения в первом классе; в процессе перехода в следующий класс. В качестве основных требований, предъявляемых к заданиям, направленным на раннюю профилактику неуспеваемости, можно выделить следующие: занимательная форма подачи материала; цифровая форма представления задания; исследовательский характер заданий; нарастающий уровень сложности при выполнении заданий; задания с уровневой подсказкой; учет индивидуальных интересов ребенка; поощрение через достижение результата. В 2022/2023 учебном году в первых классах образовательных организаций г. о. Саранск проводилось экспериментальное исследование по ранней профилактике неуспеваемости в рамках предметной области «Математика и информатика». Роли были распределены следующим образом: исследовательская группа – студенты (будущие учителя начальных классов), экспериментальная группа – 1 «Б» классы каждой из трех задействованных образовательных организаций, контрольная группа – остальные первые классы. В 1 «Б» классах учителя использовали предложенный исследовательской группой разработанный материал. В ходе экспериментального исследования, направленного на организацию профилактических мероприятий с целью предотвращения возможной неуспеваемости первоклассников, были учтены такие аспекты гармонично развивающегося ребенка, как психический, эмоциональный, познавательный. Разработанная методика работы связана с профилактикой неуспеваемости первоклассников в рамках предметной области «Математика и информатика».
О. В. Шинкарёва