Педагогика

Полюдова Е. Н., Алексеева О. П. Актуальность педагогики сотрудничества в научно-педагогическом наследии В. Н. Образцова: к 150-летнему юбилею академика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 201–214. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241114.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возрастающим в образовании интересом к работам, фокусирующимся на педагогике сотрудничества как современной форме взаимоотношения в высшей школе в целом и в техническом вузе в частности. Педагогика сотрудничества, истоки которой прослеживаются с античных времен, а также в идеях педагогов-новаторов советского периода, отвечает потребностям инженерного высшего образования. При всей значимости заслуг В. Н. Образцова в научно-технической области и профессиональной подготовке кадров для транспортной отрасли практически нет исследований теоретико-прикладного характера, особенно в изучении авторского педагогического подхода к формированию инженеров-транспортников, к воспитанию специалистов в этой области. Целью исследования является осмысление научно-педагогического наследия академика и особенности реализации педагогики сотрудничества В. Н. Образцова в его профессиональной деятельности. Важной траекторией видится изучение, сохранение и применение в образовательной практике образцовских педагогических традиций. Реализация цели исследования потребовала изучения всего спектра научного наследия В. Н. Образцова и работ, посвященных рассмотрению его деятельности в ракурсе применения особых подходов к трансляции технических знаний. В статье представлен анализ понятия «педагогика сотрудничества» в отечественной и зарубежной литературе, проведена аналогия между принципами педагогической практики В. Н. Образцова и педагогикой сотрудничества. В работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературы, историко-сравнительный метод, обобщение и систематизация данных. Определены характерные черты педагогической практики В. Н. Образцова, рассмотрены основные подходы педагогики сотрудничества и близких к ней образовательных педагогических моделей. Авторы приходят к выводу, что субъект-субъектные отношения, основанные на большей автономности обучающихся, способствуют трансляции технических знаний и их развитию в новых направлениях. Практической значимостью исследования являются перспективы применения результатов при осуществлении педагогической деятельности в техническом вузе как в сфере преподавания иностранных языков, так и в организации преподавания других дисциплин. Результаты исследования могут быть интересны преподавателям высшей школы, ученым и практикам, а также широкому кругу лиц, проявляющих интерес к дихотомии «преподаватель – студент». Изучение научно-педагогического наследия академика В. Н. Образцова подтверждает научную ценность его работ и открывает новые перспективы в развитии высшего инженерного образования в России.
Габдуллина А. Ш. Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 187–200. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241113.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальностью исследуемой проблемы является рассмотрение теории и практики оптимизации усвоения грамматики, которое имеет решающее значение для освоения разговорного английского языка. Цель данной статьи – анализ сущности интеграции применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка). В статье подробно рассматриваются роль грамматики в освоении разговорного английского языка и различные теоретические подходы к преподаванию грамматики, такие как коммуникативно-когнитивный и геймифицированный. Исследование выявило ряд эффективных учебных методик обучения грамматике в разговорной практике. К ним относятся интерактивные упражнения; ролевые игры, симуляции и групповые дискуссии, которые позволяют обучающимся применять грамматические структуры в реальных коммуникативных ситуациях; аутентичные материалы; использование текстов, аудио– и видеозаписей из реальной речи, которые демонстрируют грамматику в контексте; рефлексивная практика, основой которой является привлечение обучающихся к анализу собственных речевых ошибок и поощрение за использование грамматических структур таким образом, который для них наиболее естественен; технологические инструменты, то есть применение интерактивных приложений, программного обеспечения для распознавания речи и онлайн-платформ, которые обеспечивают обучающимся увлекательную и персонализированную среду обучения. Данная статья вносит значительный вклад в теоретическое понимание преподавания грамматики в разговорной практике. Она предоставляет преподавателям языка практические методики, которые могут повысить эффективность обучения грамматике и способствовать освоению языка обучающимися. Исследование подчеркивает важность сочетания различных учебных методик, позволяющего удовлетворить разнообразные потребности обучающихся и создать благоприятную и мотивирующую среду обучения. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями английского языка, методистами и разработчиками учебных программ для создания эффективных языковых курсов, ориентированных на коммуникативные цели.
Белякова Е. Г., Быков С. А. Личностные предикторы профессионального самоопределения студентов-первокурсников университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 170–186. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241112.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях общества неопределенности особую актуальность приобретает проблема выявления личностных характеристик студентов вуза, опосредующих процесс профессионального самоопределения, знание которых позволяет прогнозировать успешность данного процесса. Цель исследования состоит в выявлении соотношения типов профессиональной идентичности у студентов-первокурсников с осмысленностью жизни, академической мотивацией и профессиональным опытом. В качестве теоретической основы исследования выступили концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева, положения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, теорий смысла, на основании которых было сформировано предположение о составе личностных предикторов профессионального самоопределения студентов вуза. Результат исследования – выявление связи между статусом профессиональной идентичности и показателями осмысленности жизни, характером академической мотивации и наличием профессионального опыта у студентов-первокурсников. Выявлена умеренная положительная связь между показателями статуса профессиональной идентичности и осмысленности жизни по шкалам: «Общая осмысленность жизни, «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – Жизнь». Установлена умеренная положительная связь между показателями статуса профессиональной идентичности и внутренней мотивации, а также умеренная отрицательная связь между показателями статуса профессиональной идентичности и амотивации. Респонденты с «достигнутым» статусом профессиональной идентичности выделяются наиболее высокими показателями осмысленности жизни и внутренней мотивации, имеют план собственной профессиональной карьеры и опыт профессиональной подготовки или деятельности, уже работают или собираются работать по избранному направлению подготовки и в большей степени, чем обладатели других статусов профессиональной идентичности, не намерены менять направление подготовки. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о закономерностях и факторах профессионального самоопределения студентов вуза. В практическом аспекте результаты исследования позволят прогнозировать результаты профессионального самоопределения, будут полезны для индивидуализации сопровождения профессионального самоопределения студентов-первокурсников в вузе.
Шиповский С. В. Особенности и психолого-педагогические условия формирования изобретательского мышления, необходимого для успешного решения практических задач методами ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 155–169. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241111.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы особенностей изобретательского мышления, необходимого для успешного решения практических задач методами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), и психолого-педагогических условий его формирования обусловлена следующим. Современный мир предъявляет человеку новые требования, связанные со способностью воспринимать и обрабатывать информацию. Информационный поток захлестывает человека, и обрабатывать такое сверхизбыточное количество данных затруднительно. Причина заключается в том, что мозг эволюционно не приспособлен к обработке информационных потоков высокой плотности, и как защитные психологические механизмы, минимизирующие последствия перегрузки, появляются инерция и клиповость мышления, приводящие, в свою очередь, к снижению качества восприятия и анализа информации, а значит, к снижению качества умственной деятельности. В этих условиях ТРИЗ может стать эффективным способом преодоления описанных трудностей. Однако пользоваться достижениями ТРИЗ могут только те субъекты, которые владеют развитым изобретательским мышлением, поэтому необходимо выявить психолого-педагогические условия его формирования у представителей современного поколения учащихся. Цель исследования – выявление особенностей изобретательского мышления и определение психолого-педагогических условий, необходимых для его успешного формирования. В основе исследования лежат идеи Г. С. Альтшуллера о преодолении психологической инерции, пяти эвристических уровнях и трех стадиях решения изобретательской задачи; идея мозгового штурма, пересекающаяся с представлениями современной нейрофизиологии о состоянии сверхвозбуждения коры головного мозга с одновременной фиксацией на поиске решения во время решения изобретательских задач; представления Н. В. Рубиной о структуре изобретательского мышления и способах его развития, о связи формирования изобретательского мышления с онтогенезом человеческой психики; достижения современной возрастной психологии: учение Л. С. Выготского о периодах детства, связанных с возрастными новообразованиями, о зонах актуального и ближайшего развития и переводе осваиваемой мыслительной функции из первой во вторую педагогическими средствами, а также работы Д. Б. Эльконина о ведущем виде деятельности на каждом этапе как опоре для педагогического взаимодействия. В результате исследования было выявлено три группы и три модуля, три этапа и восемь стратегий особенностей изобретательского мышления и были сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для формирования изобретательского мышления. Новизна исследования заключается в том, что на основе исследований в области теории мышления и теории решения задач с использованием методов ТРИЗ (как вида деятельности) были сформулированы психолого-педагогические условия развития изобретательского мышления. Теоретическая значимость работы – в систематизации особенностей изобретательского мышления и обосновании учета этих особенностей в педагогической методике. Практическая значимость – в формулировании рекомендаций для проектирования занятий по развитию изобретательского мышления педагогами-практиками; данное исследование может быть полезно практикующим ТРИЗ-педагогам, методистам в области ТРИЗ-педагогики, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и учителям школ, использующим в своей работе идеи ТРИЗ, родителям учащихся, увлекающимся изобретательской деятельностью.
Исаев А. П., Фомин Н. И. Изобретательская деятельность в вузе: особенности и возможности активизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 136–154. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241110.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования объясняется обострением необходимости активизации инновационной деятельности университетов для решения задач технологического развития страны, основой которой является инженерное изобретательство. Цель статьи – изучение особенностей инженерной изобретательской деятельности, сложившейся в настоящее время в вузовской практике, и выявление возможностей ее интенсивного развития. В исследовании использовались методы изучения информационных источников, контент-анализа, экспертных оценок, письменного опроса, устной беседы, статистического и системного анализа. Основные эмпирические данные получены в ходе опроса и контент-анализа интервью экспертов, которыми являлись опытные вузовские изобретатели, имеющие большое количество патентов и авторских свидетельств. В статье рассмотрены наиболее известные концепции и модели изобретательской деятельности. На основе полученных эмпирических данных построена модель изобретательской деятельности современных вузовских специалистов. Сравнительный анализ данной модели и известного алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) Г. С. Альтшуллера позволил определить особенности структуры и содержания изобретательской деятельности вузовских сотрудников (преподавателей и исследователей), а также ее ограничения. Научная новизна статьи заключается в определении специфики и недостатков вузовской изобретательской деятельности и выявлении возможностей повышения ее активности и результативности. Обоснована и подтверждена гипотеза о том, что существует разрыв между концептуально-методическими достижениями в области изобретательского творчества и инструментально-методическим арсеналом, используемым вузовскими изобретателями. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии потенциала совершенствования вузовской изобретательской деятельности, который можно реализовать за счет обогащения инструментально-методического арсенала, расширения и усиления спектра мотивирующих факторов, а также создания специальных механизмов и сервисов активного вовлечения молодых и зрелых исследователей в изобретательский процесс.