Педагогика
Кокшарова С. Л. Исследование уровня профессиональных компетенций по работе с семьями, имеющими детей раннего возраста, у педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 102–118. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231098.htm
ART 231098
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11098
Просмотров: 1040
Вопросы психолого-педагогической поддержки семей с детьми раннего возраста находятся под пристальным вниманием государства: необходимость психолого-педагогической поддержки семьи со стороны образовательной организации приобретает особую важность в раннем возрасте ребенка – в этот период его развитие протекает с огромной скоростью, компенсаторные возможности детского организма очень высоки. Чем раньше будут обнаружены возможные нарушения в здоровье ребенка, тем выше вероятность их скорректировать как в физическом, так и психическом аспектах. Педагогическая поддержка семьи должна начинаться задолго до того, как ребенок поступит в образовательную организацию, это ставит перед педагогами дошкольного образования ряд задач, таких как способы оказания педагогической помощи семье, формы поддержки, содержание работы по направлениям, этика сотрудничества в триаде «родитель – педагог – ребенок». Целью данной статьи является ознакомление заинтересованной общественности с результатами исследования уровня сформированности профессиональных компетенций у педагогов дошкольного образования, позволяющих осуществлять на практике психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста. При проведении исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов автор использовал анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; системно-структурный и сравнительный анализ педагогических процессов и явлений; изучение, обобщение и научный анализ педагогического опыта; моделирование. В числе эмпирических были задействованы наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности, экспертная оценка; методы статистической обработки полученных данных, их графическая интерпретация. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о нарастающих противоречиях между необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей, с одной стороны, и недостаточным уровнем сформированности необходимых для этого профессиональных компетенций у педагогов, осуществляющих это сопровождение, – с другой. Содержащиеся в статье положения, критерии, выводы могут быть применены в системе дополнительного профессионального образования при проектировании курсов повышения квалификации для педагогов, работающих с семьями, имеющими детей раннего возраста.
Авчинникова С. О. Креативные форматы психолого-педагогического взаимодействия педагога с семьей обучающегося // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 89–101. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231097.htm
ART 231097
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11097
Просмотров: 1190
Актуальность статьи обусловлена необходимостью построения эффективного взаимодействия с семьями обучающихся в соответствии с требованиями основополагающих документов в области образования и реальными потребностями и возможностями современных родителей. Цель статьи – выявление резервов продуктивного психолого-педагогического взаимодействия. Методологическую основу исследования составили положения личностно ориентированного и аксиологического подходов. Эмпирической базой исследования выступили три общеобразовательные организации г. Смоленска, в которых методом анкетирования было опрошено 85 педагогов. В ходе исследования проанализирован отечественный и зарубежный опыт по проблеме сотрудничества образовательной организации и родителей. Установлено, что субъект-субъектный характер взаимодействия предполагает высокую степень вовлеченности родителей в образование ребенка и сотрудничество со школой по разным направлениям. Инициатива и тон взаимодействия определяются контекстом общения и деятельности, создаваемым классным руководителем как посредником. Выявлены наиболее продуктивные формы взаимодействия в передовой педагогической практике, а также типичные проблемы, снижающие качество взаимодействия. Эмпирически подтвержден достаточно высокий уровень профессионального интереса педагогов к проблеме взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников. Констатируется, что взаимодействие осуществляется в разных направлениях с преимуществом совместного решения вопросов личностного развития. Большинство опрошенных отдают предпочтение традиционным формам взаимодействия и при этом активно используют средства мобильной коммуникации. С целью профессионального совершенствования классным руководителям рекомендуется осваивать креативные форматы и техники (основанные на совместной творческой деятельности), которые позволят педагогу выйти за рамки существующих стандартных процедур и операций, а родителям помогут углубить познание себя как субъекта социально-педагогического взаимодействия. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении видения возможного применения ключевых идей креативной педагогики. Практическая значимость заключается в обогащении психолого-педагогического инструментария взаимодействия классных руководителей с семьями обучающихся методическими приемами креативной педагогики.
Ключевые слова:
семья, креативная педагогика, сотрудничество, субъект-субъектное взаимодействие, классный руководитель
Формирование интеракциональной компетенции при обучении английскому языку студентов неязыкового вуза
Кошелева И. Н. Формирование интеракциональной компетенции при обучении английскому языку студентов неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 72–88. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231096.htm
ART 231096
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11096
Просмотров: 1167
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем фактом, что обучение иностранному языку, в частности английскому, неразрывно связано с развитием умений социального взаимодействия (интеракции), что, в свою очередь, способствует более успешной интеграции в глобальное сообщество. Цель данного исследования заключается в комплексном рассмотрении понятия интеракциональной компетенции, ее соотношения с коммуникативной и прагматической компетенциями, а также способов ее формирования у студентов неязыкового вуза. Работа выполнена в рамках коммуникативного подхода, в котором ведущую роль играет развитие межличностного межкультурного взаимодействия, а также социальных навыков. Помимо этого актуализируется целесообразность индуктивного подхода к овладению интеракциональными ресурсами (коммуникативными стратегиями), подразумевающего, что процесс познания идет от частных фактов, то есть наблюдаемых явлений в живой спонтанной речи, к общим умозаключениям, то есть закономерностям использования этих явлений. В исследовании также реализуются положения теории социокультурного взаимодействия, предполагающей, что обучение и мыслительные процессы строятся на принципах сотрудничества и коммуникации между людьми. Результаты проведенного исследования поддерживаются положениями конверсационного (речевого) анализа, позволяющего наблюдать структуру разговорного языка и организацию социального взаимодействия. Анализ научной литературы по теме позволил определить составляющие интеракциональной компетенции, как то: управление темой, управление очередностью высказываний, интерактивное слушание, невербальное поведение, способы восстановления коммуникационного сбоя. Представлен пример работы с некоторыми коммуникативными стратегиями в рамках индуктивного подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в описании интеракциональной компетенции, расширяющем представление о природе языка и раскрывающем новые грани и возможности в обучении английскому языку. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные результаты при составлении программ в различных образовательных контекстах – в языковых и неязыковых вузах – с учетом потребностей обучающихся и целей обучения. Освещение интеракциональных аспектов языка в учебных программах предоставляет возможность повышения осведомленности обучающихся о структуре и особенностях разговорного языка и закладывает основы успешной коммуникации.
Ван Ю. Лингводидактическая модель тестирования качества подготовки китайских студентов по русскому языку как иностранному с учетом этнопсихологических особенностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 58–71. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231095.htm
ART 231095
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11095
Просмотров: 1090
Язык является важным инструментом для общения с людьми. С непрерывным развитием китайско-российских отношений русский язык становится очень значимым в обменах и общении между двумя странами. В Китае все больше и больше вузов предлагают специальность «Русский язык». Как необходимый инструмент общения, он, самое главное, позволяет учащимся применять полученные знания в реальных разговорах и направлен на развитие у учащихся всесторонних умений аудирования, говорения, чтения и письма, поэтому лингводидактическое тестирование играет неотъемлемую роль. С помощью теста выявление недостатков студентов и их своевременное исправление имеет большое значение для обучения учащихся, контроля и улучшения их уровня владения русским языком. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что с учетом этнопсихологических особенностей китайских студентов разработана комплексная и эффективная модель тестирования для контроля полученных знаний студентов в рамках показателей качеств лингводидактического тестирования. Цель статьи – разработка лингводидактической модели тестирования качества подготовки китайских студентов по русскому языку как иностранному с учетом этнопсихологических особенностей. Методы исследования проблемы: аналитический, синтетический, сравнительный, описательный и математический. Основные результаты статьи состоят в том, что надежность, валидность и практичность с учетом этнопсихологических особенностей тесно связаны между собой, в том числе надежность и валидность дополняют друг друга, но есть и противоречия. Место теста и модель тестирования определяются путем изучения взаимосвязей, которые могут быть выражены на основе треугольников. Теоретическая значимость статьи состоит в определении надежности, валидности и практичности по отношению к психологическим особенностям, важным при составлении тестов по русскому языку как иностранному (далее – РКИ), и в разработке модели тестирования по РКИ для китайских студентов. Практическая значимость заключается в планировании и разработке модели тестов по РКИ для китайских студентов, в возможности использования данной работы преподавателей русского языка как иностранного.
Ключевые слова:
модель, контроль знаний, тестирование, русский язык как иностранный, показатель качества, соотношение
Дарьенкова Н. Н. Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 42–57. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231094.htm
ART 231094
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11094
Просмотров: 1075
Актуальность статьи обусловлена острой необходимостью в настоящее время пересмотреть и использовать богатое отечественное научно-педагогическое наследие вместо слепого копирования западных образцов, уделяя больше внимания духовно-нравственному воспитанию студентов вузов. Статья посвящена образовательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи XIX века, одной из составляющих которого является воспитание, неразрывно связанное с обучением учащихся (на примере столичных вузов). Основой статьи послужили исторические официальные документы государственных вузов Санкт-Петербурга, датированные XIX веком (по материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга). Автор представляет исследование, цель которого – выявить систему ценностей, формируемых у студентов вузов XIX века, и установить ее соответствие требованиям к современной воспитательной системе; подчеркнуть преемственность принципов воспитания студенческой молодежи того периода и нашего времени. В документах XIX века просматривается приверженность традициям русского воспитания молодежи: любовь к Родине, порядочность, благородство в мыслях и делах, взаимопомощь, трудолюбие. Задачи по воспитанию обучающихся, стоявшие перед руководством вузов Российской империи, актуальны и в настоящее время. Подготовить высококлассных, высокообразованных специалистов с развитыми прочными моральными устоями также является целью учебных заведений и в наше время. В качестве методологической основы исследования использовались следующие подходы: социокультурный, антропологический и культурологический. На основе обзора отечественных исследований, посвященных воспитательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи, анализируется возможность применения в условиях современного вуза достижений педагогов и воспитателей минувших веков в этом вопросе. Они справедливо считали, что надежные духовно-нравственные ориентиры, такие как любовь к Богу и своему Отечеству, родителям и полезный труд на благо общества, незримо связывают поколения друг с другом. Они полагали, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в первую очередь является задачей семьи, а в вузе продолжается формирование нравственных ценностей. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в переосмыслении старых идей, форм и методов воспитания и использовании их в разработке новых подходов к воспитанию студентов современных вузов. С практической точки зрения опыт предыдущих поколений педагогов может помочь преподавателям, особенно кураторам, в организации и проведении воспитательной работы со студентами. Автор полагает, что данное исследование заинтересует преподавателей и сподвигнет к изучению не только современных научно-педагогических источников, но и источников педагогической мысли прошлых веков, чтобы понять и правильно применить информацию в воспитательном процессе современного вуза.
С. Л. Кокшарова