Педагогика
Хитрова А. В., Колосова Н. Н. Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 115–131. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231113.htm
ART 231113
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11113
Просмотров: 1327
Профильное обучение сегодня призвано решить ряд насущных и актуальных проблем, одной из которых является повышение мотивации молодых людей к будущей профессиональной деятельности, формирование у них необходимых для ее осуществления ключевых компетенций и практических навыков. Профориентация и самоопределение школьников, казалось бы, должны способствовать этому, но, как показывает опыт работы в профильных психолого-педагогических классах, это далеко не так. Стоит отметить, что профориентация и самоопределение ориентированы на устранение частных проблем и являются частью общей работы по организации профильного обучения, которое, однако, по нашему мнению, значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому аспект изучения системы обучения в профильных классах представляется нам особо важным. Данное обстоятельство дает возможность сформулировать цель статьи, заключающуюся в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах. Системно-деятельностный подход как основополагающий принцип образования позволяет выстроить соответствующую модель деятельности педагога по организации обучения в классах психолого-педагогической направленности. Практическая вовлеченность старшеклассников в активную педагогическую деятельность способствует формированию мотивационной, личностной, поведенческих сфер, о чем свидетельствуют их качественные изменения. Предложенная модель обучения существенно отличается от традиционного видения построения предпрофессионального образования. В основе авторского толкования лежит комплексный подход, позволяющий охватить всех обучающихся через вовлечение в проектную, научно-исследовательскую, практическую деятельность. Школьники уже на этапе профильной подготовки примеряют на себя роли воспитателя, учителя, преподавателя, исследователя. Теоретическая значимость статьи заключается в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах; сравнительном анализе подходов к организации предпрофильного и профессионального образования в отечественной и зарубежной практике; обобщении современной системы профильного обучения. Практическая значимость статьи состоит в обосновании авторской модели обучения в профильных психолого-педагогических классах на примере школ города Евпатории, что в дальнейшем поможет как авторам, так и научному сообществу, занимающемуся вопросами профилизации, разнообразить виды, формы вовлечения педагогически заинтересованного поколения в будущую профессиональную деятельность.
Нестерова А. А. Историко-педагогическое исследование сферы экологического просвещения в начале XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 103–114. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231112.htm
ART 231112
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11112
Просмотров: 1211
Актуальность развития экологического направления в просвещении обусловлена нарастанием кризисных явлений в окружающей природной среде, которое продолжается на протяжении уже нескольких десятилетий вопреки предпринимаемым усилиям международного сообщества по достижению гармоничного сосуществования человека и природы. Требуется поиск и осмысление причин такого противоречия и разрывов между декларацией целей-идеалов во взаимодействии с природой и реальным положением дел. Это обусловливает необходимость глубокого критического анализа прошлого опыта организации экологического просвещения, выявления причин его неэффективности, а также лучших результативных практик, использование которых следует распространять в условиях сегодняшнего дня. В связи с этим важное научное и социокультурное значение приобретает историко-педагогическая интерпретация вопросов экологического просвещения. Вместе с тем возникает необходимость обратиться к уже имеющимся в этой области разработкам, выявить исследователей, которые заняты историко-педагогическим осмыслением вопросов становления и развития экологического просвещения в России и в других странах. Вот почему цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние научного знания в области изучения историко-педагогических аспектов экологического просвещения, а также выявить перспективные направления дальнейших исследований прошлого эколого-педагогического опыта. Методологическим основанием для настоящего анализа послужили положения, сформулированные в работах ведущих российских историков педагогики, посвященных характеристике методологии и теории историко-педагогического знания. Основные результаты представленного в статье анализа заключаются в выявлении характерных особенностей современного историко-педагогического осмысления вопросов становления и развития сферы экологического просвещения, а также в определении направлений, актуальных для дальнейшего научного поиска. Выводы, полученные в результате исследования, дополняют теорию и методику экологического просвещения и могут представлять интерес для исследователей, работающих над развитием эколого-просветительского направления в историко-педагогическом ракурсе.
Сажина О. П., Салимова С. Ш. Подготовка первокурсников к работе в интерактивном формате на учебных занятиях – необходимый этап обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 87–102. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231111.htm
ART 231111
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11111
Просмотров: 1177
В настоящее время накоплен богатый опыт применения интерактивных методов в вузовском обучении. Их применение на первом курсе связано с рядом трудностей, обусловленных разным уровнем знаний, умений и навыков, полученных в ходе предшествующего обучения, сменой его формата, несформированностью межличностных отношений. Актуальным является исследование подготовительного этапа к интерактивному обучению, в ходе которого следует решать указанные образовательные, адаптационные и коммуникативные задачи. Цель статьи – обоснование необходимости и исследование процесса подготовки первокурсников к интерактивному обучению. В качестве методов исследования использованы: систематический опрос, собеседование и тестирование студентов; педагогическое наблюдение; статистическая обработка результатов. Установлено, что на начальном этапе обучения эффективны традиционные и активные методы, использование которых способствует формированию базовых знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшего приобретения и совершенствования в интерактивном формате; постепенной адаптации к вузовским формам и методам обучения, новому учебному пространству, что позволяет устранить психоэмоциональный дискомфорт. Для формирования коммуникаций между участниками учебного процесса важен оптимальный стиль педагогического общения, который должен создавать наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечивать благоприятный эмоциональный климат. Личность педагога является основным инструментом осуществления педагогической деятельности. Эффективным средством формирования устойчивых коммуникативных взаимоотношений между студентами является работа в малых группах и использование группового взаимодействия для изучения материала. Индикаторами готовности к интерактивному обучению являются: наличие знаний, умений и навыков их применения к решению конкретных задач; активная позиция студентов во время учебного процесса; стремление с их стороны к совершенствованию в образовательном и социальном плане. Практическая значимость работы обусловлена методически грамотным построением учебного процесса в контексте реализации компетентностно ориентированных образовательных программ.
Зиннатуллина Л. М. Введение понятия soft-skills на уроках иностранного языка студентам инженерных специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 73–86. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231110.htm
ART 231110
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11110
Просмотров: 1219
Развитие мягких навыков (soft skills) является приоритетным в современную эпоху массовых коммуникаций. Наличие механизмов массовой коммуникации, в частности социальных сетей, позволяет обмениваться информацией, заниматься преподаванием, продвигать личный бренд и предоставлять различные услуги. Данные обстоятельства предъявляют значительные требования к наличию soft skills. Подобные требования справедливы к обучающимся не только гуманитарных, но и инженерных специальностей, так как полное предоставление информации о своей деятельности позволит улучшить позиции выступающего и достигнуть стабильно высокого навыка коммуникации. Понятие soft skills является достаточно широким и может быть интерпретировано обучающимися сквозь призму не академического опыта, а житейского. Данное обстоятельство может привести к неправильному восприятию требований soft skills, которые предъявляют к выпускникам технических вузов индустрия и возможные работодатели. Целью данного исследования стало определение уровня осведомленности обучающихся инженерных специальностей о мягких навыках (soft skills) и проведение опроса с целью выявить наиболее значимые компоненты данных навыков среди обучающихся. Также одной из целей исследования стало выявление роли обучающих материалов и применения таких материалов обучающимися на практике в оценке основных компонентов мягких навыков. В качестве исследовательского метода был использован метод опроса, который был направлен на выявление наиболее важных компонентов soft skills, по мнению обучающихся. Далее в роли обучающего компонента нами был выбран ресурс TED talks, наглядно иллюстрирующий успешное применение soft skills. После изучения обучающего материала, группового обсуждения перед учащимися была поставлена задача по подготовке публичного выступления в команде. В качестве критериев оценки были отобраны компоненты soft skills из учебных материалов. После завершения задания обучающимся было предложено пройти опрос еще раз и скорректировать свои оценки важных компонентов soft skills с учетом полученного опыта. Данные двух опросов были проанализированы и сопоставлены. Результаты исследования могут внести вклад в формирование soft skills и позволят повысить качество образовательного процесса для студентов не гуманитарной направленности.
Зверяева В. А. Подходы к отбору абитуриентов на магистерские программы по педагогике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 60–72. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231109.htm
ART 231109
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11109
Просмотров: 1144
Актуальность изучения отбора абитуриентов на магистерские программы по педагогике обусловлена тем, что многообразие вступительных испытаний позволяет судить о приоритетах вузов и требованиях, которые они выдвигают будущим педагогам. Критерии оценки абитуриентов соотносятся с содержанием учебных программ и отражаются в профессиональной деятельности выпускников магистратуры, затрагивая все уровни образования. Требования к поступлению в магистратуру влияют на учебную и внеучебную деятельность бакалавров, играют роль в выборе вуза и программы для дальнейшего обучения. Цель настоящего исследования – выявить подходы, используемые российскими вузами при отборе абитуриентов на магистерские программы по педагогике. Для анализа были выбраны пять магистерских программ, реализуемых Московским педагогическим государственным университетом, Московским городским педагогическим университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургским государственным университетом и Высшей школой экономики. В основу определения подходов легли результаты анализа документов приемных комиссий указанных вузов: правил приема, программ вступительных испытаний, перечней и порядков учета индивидуальных достижений. Были выделены три компонента оценки абитуриентов: индивидуальные достижения, знания и умения, мотивация – и определена доля каждого из них в максимальной сумме баллов поступающего. Обобщенные данные позволяют судить о наличии двух подходов к отбору абитуриентов. Первый, экзаменоцентричный, применяется в педагогических вузах и ориентирован на проверку предметных и методических знаний, которая проводится в тестовой или устной форме. Он характеризуется ведущей ролью экзаменационных результатов при поступлении, малым удельным весом индивидуальных достижений, отсутствием мотивационного компонента оценки и служит примером реализации знаниевой модели в высшем образовании. Второй подход – комплексный, в нем решающая роль отводится индивидуальным достижениям и навыкам, оценивается мотивация поступающего. Он применяется в многопрофильных вузах и соответствует принципам компетентностной образовательной модели.
А. В. Хитрова