Педагогика
Кисельников И. В. Устойчивые ошибки при решении сюжетных математических задач в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251126.htm
ART 251126
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11126
Просмотров: 597
В статье исследуется актуальная проблема методики обучения математике в основной школе – выявление и анализ устойчивых ошибок учащихся при решении сюжетных математических задач. Цель статьи – изучение погрешностей учащихся при решении сюжетных задач основного государственного экзамена по математике в основной школе и на этой основе выявление устойчивых ошибок учащихся основной школы, поиск путей их предотвращения и исправления в дальнейшем обучении. Использованы теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез, обобщение, экспертные оценки. Указано влияние успешного решения сюжетных задач на развитие аналитического мышления учащихся. Проанализирована современная научно-педагогическая литература по проблеме обучения решению сюжетных математических задач в основной школе. Приведен обзор отечественных и зарубежных источников. Охарактеризованы сюжетные задачи, представленные в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена. Описан статистический инструмент, позволяющий проанализировать распределение ответов участников экзамена на различные типы задач – «веер ответов» участников экзамена, его функции, специфика построения, пример применения. Указаны основные устойчивые ошибки при решении сюжетных задач в основной школе: неправильное понимание условия задачи, неверный выбор метода решения, ошибки в вычислениях, неумение проверить правильность решения. Указаны методические особенности осуществления прикидки при решении сюжетных задач. Предложены эффективные способы преодоления ошибок в понимании условия сюжетной задачи: анализ и структурирование информации, чтение задачи вслух, запись ключевых данных, использование примеров и аналогий, пошаговый план решения, практика и повторение, обратная связь от учителя. Указаны ошибки в вычислениях как одна из самых распространенных проблем при решении сюжетных математических задач. Отражены стратегии для минимизации вычислительных ошибок: правильная организация вычислений, проверка промежуточных результатов, двойная проверка окончательного результата, использование обратных операций, практика и тренировка, концентрация и внимание, использование технологий, обучение и консультации. Отражены подходы к нахождению оптимальных методов решения задач. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии понятия «устойчивые ошибки в решении задач». Новизна исследования выражается в выделении специфических устойчивых ошибок при решении сюжетных задач и методических подходов к устранению ошибок.
Очача М. В., Шуаипова А. А., Абрамова О. А. Обучение будущих психологов иностранному языку на базе курса LSP // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 385–402. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251125.htm
ART 251125
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11125
Просмотров: 441
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности, где владение иностранным языком является необходимым инструментом. Актуальность исследования обусловлена растущей потребностью в специалистах, способных свободно общаться с зарубежными коллегами, изучать иностранную научную литературу и участвовать в международных проектах. Целью данной работы является разработка и апробация эффективной методики обучения иностранному языку для будущих психологов на базе курса LSP, направленной на формирование профессионально ориентированной языковой компетенции. В качестве теоретической основы исследования были использованы подходы, ориентированные на практику, такие как коммуникативный подход, делающий акцент на развитии коммуникативных навыков в профессиональной среде; профессионально ориентированный подход, предусматривающий интеграцию языковых знаний и умений с профессиональными знаниями; и компетентностный подход, нацеленный на формирование комплекса компетенций, необходимых для успешной деятельности психолога. В рамках исследования были использованы разнообразные методы: сравнительно-аналитический метод, анализ нормативных документов, образовательных программ. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели обучения иностранному языку, адаптированной к потребностям будущих психологов, учитывающей специфику их профессиональной деятельности и направленной на формирование лингвистической, социокультурной и профессиональной компетенций. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных материалов в образовательном процессе для повышения уровня владения иностранным языком у будущих психологов. Применение результатов исследования предполагается при разработке учебных программ и методических материалов для курсов иностранного языка в психологических вузах, а также для организации курсов повышения квалификации для практикующих психологов. Разработанные материалы могут быть адаптированы для различных уровней владения языком и типов образовательных учреждений. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для разработки онлайн-курсов и других цифровых ресурсов, способствующих самостоятельной работе студентов и повышению эффективности обучения.
Казакова О. А., Абзалова А. Х., Петров С. А. Спорт и личностное развитие студентов – пути успешной адаптации к учебной деятельности в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 368–384. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251124.htm
ART 251124
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11124
Просмотров: 389
Начало обучения в вузе всегда сопряжено со стрессом для студентов, а для тех, кто продолжает спортивную карьеру, этот стресс удваивается, осложняя процессы адаптации к новой учебной деятельности. Это предопределяет необходимость тщательного изучения данных процессов. Актуальность нашей работы заключается в комплексном подходе к исследованию процессов адаптации посредством изучения личностных качеств студентов-боксеров, влияющих на их адаптационные возможности в вузе. Цель исследования – изучить роль влияния занятий спортом в личностном развитии студентов и сравнить уровень адаптации к учебной деятельности студентов в вузе. В процессе исследования использовались методы описания, педагогический эксперимент, методы математической статистики, а также психодиагностические методики. В статье проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению формирования личностных качеств человека в спортивной деятельности. Авторы выделили определенные личностные качества спортсменов-боксеров, которые показывают уровень их адаптации к учебной и спортивной деятельности. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о положительном воздействии таких качеств спортсменов-боксеров на их способность быстро интегрироваться в новый коллектив и успешно осваивать учебные дисциплины даже при значительных спортивных нагрузках. По результатам исследований, проведенных с использованием вышеуказанных методик, был установлен уровень их развития, что позволило сделать вывод о том, что занятия спортом действительно облегчают адаптацию студентов-спортсменов к учебе по сравнению с обычными первокурсниками. Однако высокая нагрузка в тренировочном процессе и соревновательной деятельности негативно отражается на успеваемости спортсменов-боксеров. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в углублении научных представлений о влиянии спорта на формирование личностных качеств студентов, которые влияют на адаптационные процессы при обучении в высшем учебном заведении. Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные данные могут быть полезны в работе со студентами-первокурсниками для содействия их успешной адаптации к учебному и спортивному процессу.
Баранова А. А., Смирнов А. А., Таврунова Н. Ю. Интеграция отраслевых конкурсов в техническое образование как инструмент формирования практических компетенций в радиационных и цифровых технологиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 354–367. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251123.htm
ART 251123
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11123
Просмотров: 414
Актуальность исследования обусловлена необходимостью сокращения разрыва между академическим обучением и требованиями реального производства. Современные вызовы в сфере ядерной медицины, связанные с развитием атомной энергетики и высокотехнологичных производств, а также запрос как от медицинских учреждений, так и от технологических компаний на получение более точных и информативных результатов с помощью применения математических и алгоритмических методов для анализа, интерпретации и переработки медицинских сигналов актуализируют вопрос формирования у студентов технических специальностей не только теоретических знаний, но и практических компетенций в данных областях. Одним из эффективных способов получения практических навыков является интеграция отраслевых конкурсов в педагогическую систему технического образования. Цель работы – обоснование необходимости системного участия студентов и преподавателей в профильных соревнованиях на примере развития навыков радиационной безопасности и реализации цифровой трансформации обработки данных с использованием современных информационных технологий, а также выявление ключевых факторов, влияющих на успешность применения этого подхода. Статья посвящена исследованию педагогических условий, способствующих эффективной подготовке специалистов через интеграцию отраслевых конкурсов в образовательный процесс. Ведущим подходом является анализ научных теорий и практик, на которые следует ориентироваться в процессе эффективной интеграции отраслевых чемпионатов в высшее образование, а также выявление положительных сторон и недостатков существующих вариантов реализации такой интеграции. Основные результаты работы заключаются в обосновании необходимых условий для интеграции и описании положительного опыта на примере траекторий радиационных и информационных технологий в биоинженерной образовательной программе. Теоретическая значимость определяется фундаментальной основой социально-психологических теорий, свидетельствующих об эффективности деятельностного подхода в образовании. Практическая значимость работы заключается в примерах успешного включения практик, основанных на конкурсных мероприятиях, в образовательный процесс и улучшении качества образования.
Фидарова К. К., Гайсина А. Р., Калабекова С. В. Концептуальные основы исследования самостоятельного формирования иноязычной компетенции студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 337–353. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251122.htm
ART 251122
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11122
Просмотров: 562
Современная система высшего образования предъявляет все более высокие требования к уровню подготовки выпускников, особенно в условиях глобализации и растущей мобильности профессиональных кадров. В этих условиях особую актуальность приобретает формирование у студентов устойчивых навыков самообразования, что становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки. Одним из приоритетных направлений выступает развитие иноязычной профессиональной компетенции как средства интеграции в международное профессиональное сообщество. Иноязычная компетенция рассматривается не только как владение иностранным языком, но и как комплексная категория, включающая способность использовать язык в профессиональной и межкультурной коммуникации. Целью настоящего исследования является анализ концептуальных основ самостоятельного формирования иноязычной компетенции у студентов, а также изучение методологических подходов, направленных на ее развитие в контексте высшего образования. Основное внимание уделяется самостоятельной учебной деятельности обучающихся, способствующей формированию не только языковых навыков, но и универсальных компетенций – критического мышления, информационной грамотности и способности к самоорганизации. В работе использованы теоретические методы: анализ научной и учебной литературы, сравнительный, системный и структурно-функциональный подходы. В результате выявлены ключевые структурные компоненты иноязычной компетенции – лингвистический, коммуникативный, прагматический и социокультурный. Представлены уровни сформированности компетенции и практико-ориентированные рекомендации по ее развитию. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении структуры иноязычной компетенции и выделении ее компонентов в контексте профессиональной подготовки. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по стимулированию автономной учебной деятельности студентов. Научная новизна заключается в комплексном подходе к анализу самообразовательных стратегий формирования иноязычной компетенции с учетом современных требований к педагогической подготовке.
И. В. Кисельников