Педагогика
Абрамова И. Е., Руденко Е. Е. Формирование цифровых компетенций: взаимодействие университетов в цифровой иноязычной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 85–97. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251106.htm
ART 251106
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11106
Просмотров: 544
Актуальность статьи определяется ключевыми вызовами, стоящими перед российским высшим образованием, связанными с необходимостью формирования цифровых компетенций у студентов в условиях цифрового ускорения. На фоне нехватки высококвалифицированных специалистов с необходимыми цифровыми навыками образовательные организации корректируют традиционные методы образования. Основной акцент делается на внедрении многоуровневой цифровой обучающей среды и специализированных подходов, способствующих развитию профессиональных и общих компетенций, включая кросс-отраслевые навыки, такие как коммуникация и цифровая грамотность. Цель статьи – описать опыт межвузовского взаимодействия для формирования цифровой компетенции у студентов в специально смоделированной цифровой иноязычной среде. В исследовании, проведенном в рамках совместного проекта Петрозаводского государственного университета и Тихоокеанского государственного медицинского университета, участвовали 105 студентов. Методы исследования включали наблюдение, анализ, формализованный опрос в дистанционном формате и статистическую обработку данных. Экспериментальное обучение показало, что средний балл студентов ТГМУ после обучения был выше (4,56 против 4,48 у ПетрГУ), однако студенты ПетрГУ продемонстрировали лучшую динамику улучшения (+1,3 против +1,22) в компонентах цифровой компетенции, таких как ясность изложения и качество визуализации. Одинаковые результаты наблюдались в оценке эмоционального отклика и вовлеченности зрителей. Динамика общего среднего балла составила +1,3 в ПетрГУ и +1,22 в ТГМУ. Субъективные оценки участников также показали улучшение навыков создания цифрового контента. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании и практической апробации условий для формирования цифровой компетенции у студентов гуманитарного и медицинского профилей в единой цифровой среде на иностранном языке, а также в выявлении дидактических принципов педагогической технологии моделирования обучающих пространств. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке многоуровневой иноязычной цифровой обучающей среды и описании алгоритмов и инструментов интеграции цифровых компетенций в учебный процесс. Практическая значимость заключается в представлении результатов экспериментального обучения для формирования цифровой компетенции. Авторы подчеркивают важность создания такой среды на базе проектно-ориентированного обучения для повышения конкурентоспособности студентов в цифровой экономике.
Долгова В. И., Кондратьева О. А., Лихограй В. С. Исследование особенностей коммуникативной толерантности субъектов поликультурной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 66–84. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251105.htm
ART 251105
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11105
Просмотров: 587
В современном мире, где культурное многообразие становится неотъемлемой частью общественной жизни, умение конструктивно разрешать межэтнические конфликты приобретает особую значимость. Субъекты образования, находящиеся на этапе активного формирования личности, сталкиваются с необходимостью развивать толерантность, эмпатию и навыки конструктивного диалога. Однако недостаток знаний о других культурах, стереотипное мышление и слабо развитые коммуникативные навыки часто становятся препятствием на пути к гармоничному взаимодействию. Сказанное побудило нас провести исследование с целью выявления особенностей коммуникативной толерантности субъектов поликультурной образовательной среды. Исследование проведено на основе методологических подходов (культурно-исторического, системного, деятельностного, личностно ориентированного, комплексного) и принципов (научности, результативности, учета индивидуальных особенностей, доступности, систематичности, последовательности) и включало целевой, теоретико-методологический, диагностический, морфологический, процессуальный, результативный блоки, каждый из которых наполнен комплексом методов и приемов для достижения его основных целей. Эмпирическое исследование коммуникативной толерантности учеников 10-х классов МОУ СОШ № 10 г. Кыштым (N = 36), проведенное с помощью методик «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко и «Шкалы этнонациональных установок» (О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, Н. В. Ткаченко), выявило средний уровень коммуникативной толерантности у большинства испытуемых, что свидетельствует об умеренной терпимости к индивидуальным различиям. В результате выявлены пропорции распределения уровней коммуникативной толерантности (коммуникативная толерантность у 47% испытуемых проявляется на высоком уровне, у 50% − на среднем, у 3% − на низком уровне). Большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень коммуникативной толерантности. Испытуемых с патриотическими установками 36%, с нейтральными – 39%, с негативистскими − 12%, с националистическими установками − 13%. Преимущественно этнонациональные установки патриотические и нейтральные, что указывает на уважение к своей культуре при отсутствии ярко выраженного интереса к другим этническим группам. Корреляционный анализ выявил связь между возможным снижением нейтральных этнонациональных установок и повышением склонности к сотрудничеству и коммуникативной толерантности. Корреляционный анализ обнаружил связь между возможным снижением нейтральных этнонациональных установок и повышением коммуникативной толерантности. Для эффективного разрешения межэтнических конфликтов необходимы именно комплексные меры, включающие развитие толерантности, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, изучение культур, избегание стереотипов, практику эмпатии и участие в тренингах по разрешению конфликтов; создание толерантной среды в семье и сотрудничество со школой. Следует реализовывать не отдельные мероприятия, а программно-целевые комплексы, способные интегрировать усилия учителей, родителей и учеников по овладению коммуникативной толерантностью. Полученные результаты расширяют представления о причинах и предпосылках возникновения межэтнических конфликтов между учениками общеобразовательных школ. Материалы исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в массовой практике школьными психологами и иными работниками образовательных учреждений с целью коррекции конфликтов.
Ланг П. П. Использование программных продуктов и цифровых технологий в образовательной деятельности: теоретический анализ и постановка проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 53–65. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251104.htm
ART 251104
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11104
Просмотров: 546
Актуальность темы исследования детерминирована множеством причин, среди которых – потребность в насыщении рынка профессионального труда квалифицированными специалистами. В настоящее время подготовка таких специалистов в условиях глобализации и повсеместной интеграции передовых достижений науки и техники в практику профессиональной деятельности невозможна без использования цифровых образовательных средств. Целью настоящего исследования является констатация существенных проблем в обозримой сфере с последующей разработкой комплекса мер по их разрешению с учетом требований сегодняшнего дня. В статье проводится анализ положений отечественной и зарубежной доктрины по дискуссионным вопросам использования в практике преподавания цифровых технологий и современных образовательных программных продуктов. Исследуются мнения отечественных и зарубежных исследователей, обозначены проблемы теоретического и прикладного характера по заявленной тематике, а также пути их разрешения в обозримой перспективе с учетом господствующих в обществе и государстве социально-экономических и духовно-нравственных устоев. Автором публикации исследованы прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по дискуссионным вопросам интеграции программных продуктов и цифровых технологий в практику преподавания различных дисциплин. Обозначены положительные и отрицательные стороны цифровизации образовательной деятельности. Вместе с тем проведен ретроспективный анализ интеграции цифровых технологий в образовательную деятельность, обозначены ключевые особенности ее отдельных этапов. Полученные результаты исследования олицетворяют собой уникальный материал, использование которого в практике будет способствовать разрешению широкого спектра государственно-правовых задач как в сфере образования, так и в сфере информационной безопасности государства. Теоретическая и практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по дискуссионным вопросам разработки и интеграции новейших программных продуктов в практическую плоскость преподавания учебных дисциплин. Представленные выводы и результаты исследования являются олицетворением субъективных взглядов автора и накопленного практического опыта преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях и организациях высшего образования.
Егиазарян О. Э., Чекалева Н. В. Анализ педагогических условий обеспечения качества общего образования в регионах со сложной социально-экономически ситуацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 36–52. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251103.htm
ART 251103
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11103
Просмотров: 573
Актуальность исследуемой проблемы определяется первостепенно значимой ролью создания таких педагогических условий организации процесса обучения школьников, при которых качество их знаний находилось бы на высоком уровне. При этом создать благоприятные условия в системе общего образования гораздо сложнее в тех регионах, где наблюдается напряженная социально-экономическая обстановка, нехватка материальной обеспеченности общего образования, недостаток квалифицированных педагогических кадров, методологической базы и других не менее важных элементов, составляющих совокупность педагогических условий для развития качественного школьного образования в определенных субъектах Российской Федерации. Цель статьи – проанализировать педагогические условия обеспечения качества общего образования в таких социально-экономически не развитых регионах России, как Еврейская автономная область, Республика Тыва и Республика Ингушетия. Ведущими теоретическими подходами к исследованию проблемы являются индукция, дедукция, идеализация и абстрагирование. Практические методы работы представлены анализом, синтезом, сравнением, измерением и математической обработкой статистических данных. Основные результаты статьи: проведен анализ педагогических условий в системе общего образования в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия; по регионам наблюдается тенденция к ухудшению педагогических условий обеспечения качества общего образования; в Еврейской автономной области численность обучающихся на одного педагогического работника выросла за пять лет на 21,98%, в Республике Тыва – на 5,20%, а в Республике Ингушетия – на 70,30%; в рассматриваемых субъектах наблюдается тенденция к росту числа обучающихся, получивших отметку «неудовлетворительно» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ; установлена прямая регрессионная зависимость, при которой при ухудшении педагогических условий – при росте нагрузки на одного педагогического работника школы (учителя) – увеличивается число обучающихся, получивших неудовлетворительную отметку. Теоретическая значимость статьи проявляется в уточнении термина «педагогические условия обеспечения качества общего образования». Практическая значимость состоит в том, что проведенный анализ может использоваться любыми заинтересованными лицами, педагогическими кадрами и правительственными структурами социально-экономически не развитых регионов России для улучшения качества общего образования за счет создания более благоприятных педагогических условий.
Сергеева М. Г., Си Ф. Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вузов в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 21–35. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251102.htm
ART 251102
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11102
Просмотров: 619
Под влиянием современных информационных технологий высшее образование вступило в эпоху цифрового образования. Подвергаются сомнению традиционно принятые отношения в вузе, когда студент представляет собой объект, а преподаватель является субъектом образовательного процесса. Структура взаимодействия и взаимоотношений между преподавателями и студентами в университетах претерпевает изменения. Если ранее взаимодействие педагога и студента ограничивалось пространством и временем, то в эпоху цифрового информационного образования эти ограничения могут быть сняты. До массового распространения сети Интернет также существовало дистанционное образование (посредством бумажных писем, видеокассет и т. д.), однако такое образование было эпизодическим, односторонним и не могло не только заменить, но также и полноценно дополнить традиционное классно-урочное высшее образование. Тем не менее в наши дни ситуация изменилась, и это актуально рассмотреть не только с точки зрения новых методов образования, но также с позиции изменения характера и направленности коммуникации между студентами и преподавателями как основными участниками образовательного процесса. Цель статьи – подробно раскрыть особенности изменений, технологические достижения и тенденции развития взаимодействия участников образовательного процесса в вузе в эпоху цифрового образования. Настоящая статья носит теоретический характер. В ней используются системный, культурно-исторический и коммуникативный подходы. Результаты исследования позволяют утверждать, что выбор электронных образовательных сред требует четкого соотнесения с форматом педагогической деятельности и ее целевыми установками. Moodle демонстрирует наибольшую эффективность в рамках системного обучения, рассчитанного на продолжительный срок; платформа обеспечивает детализированный контроль академических достижений обучающихся и структурированное накопление образовательной аналитики. В свою очередь, Zoom подходит для организации синхронных занятий: онлайн-лекций и семинаров, где важен немедленный обмен мнениями между участниками. Теоретическая значимость работы: статья вносит вклад в понимание функциональных особенностей цифровых образовательных платформ в контексте трансформации взаимодействия между студентами и преподавателем в наши дни. Практическая значимость работы: результаты исследования могут оказаться полезными для модернизации университетских программ за счет адресного внедрения технологий для корректировки педагогических подходов с учетом синергии асинхронных и синхронных форматов, для повышения качества дистанционного обучения. Новизна исследования состоит в том, что в работе рассматриваются особенности взаимодействия преподавателей и студентов в цифровом взаимодействии в контексте настоящего времени на конкретных примерах.
И. Е. Абрамова