Педагогика

Мутьев А. В., Коваленко Ю. А., Лебедев Д. В. Состояние физкультурной работы среди школьников Крыма в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 324–337. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251230.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исторические аспекты развития системы физического воспитания различных групп населения в нашей стране продолжают оставаться в поле зрения современных исследователей, не теряя своей актуальности. Целью работы выступило рассмотрение процессов развития физического воспитания и спортивно-массовой работы среди крымских школьников в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века. На основе системного и регионального подходов в работе был использован комплекс общетеоретических и историко-педагогических методов (анализа и обобщения научно-методической литературы, системно-исторического анализа, историко-ретроспективного и сравнительно-сопоставительного методов). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1936–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые введены в научный оборот. Анализ научного фонда показал, что физическое воспитание с середины 1930-х годов заняло значимое место в системе воспитания молодого поколения в регионах СССР, в частности Крымской АССР. Установлено, что помимо улучшения физических кондиций школьников была значительно усилена работа в идеологическом, патриотическом и нравственном направлениях. В учебных заведениях Крыма к началу 1940-х годов был достигнут полный охват учащихся обязательными занятиями физической культурой, совершенствовалось кадровое обеспечение физического воспитания и его материально-техническая база. Постоянно расширялось самодеятельное физкультурное движение в школьных кружках и коллективах физической культуры. В исследуемый период завершилось становление комплексов ГТО и БГТО как методической основы физического воспитания советских школьников. Физкультурные коллективы школ были включены в систему спортивных соревнований от внутришкольного до всесоюзного уровня. Теоретическая значимость работы заключается в получении ранее неизвестных данных о постановке физкультурной и спортивно-массовой работы в школах Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века, способствующих более полному и глубокому пониманию особенностей развития региона. Практическая значимость работы обусловлена возможностью критического осмысления и заимствования положительного опыта для дальнейшего развития и совершенствования современной системы физического воспитания детей школьного возраста.
Клюшникова Е. А. Концептуальное моделирование процесса формирования трезвого мировоззрения обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 309–323. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251229.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование трезвого мировоззрения учащихся на современном этапе остро нуждается в углублении научно-методической базы. Цель работы – смоделировать процесс формирования трезвого мировоззрения обучающихся и описать полученную модель. Для построения системы формирования трезвого мировоззрения с помощью метода моделирования были учтены ключевые аспекты и особенности формирования мировоззрения обучающегося. Предложена модель системы формирования трезвого мировоззрения, включающая взаимосвязанные модули: ценностно-целевой модуль (противоречия, цели, функции и условия); нормативно-ресурсный модуль (социальный заказ, уровень профессионализма и подготовки педагогических кадров); теоретико-методологический (подходы и принципы); содержательно-технологический (содержание, технологии, методы); оценочно-результативный (уровни понимания, уровни сформированности, индикаторы). Описаны основные структурные элементы модели: функции (интегративная, идентификационная, мобилизационная, моральная, эмоциональная, ориентирующая); подходы (системный, деятельностный, культурологический, гуманистический, компетентностный); содержание (учебные дисциплины, уроки трезвости и др.); технологии (межпредметные связи, критическое мышление, здоровьесбережение, игры) и др. В данной статье представлены базовые понятия и основные структурные части процесса формирования трезвого мировоззрения. Сформированы выводы о необходимости введения в теоретическую базу педагогики трезвости не только ключевых понятий, но и системы построения процесса формирования трезвого мировоззрения в целом. Моделирование процесса формирования трезвого мировоззрения не только способствует расширению теоретической базы методики обучения трезвости. Данная модель дает возможность комплексно рассматривать процесс формирования трезвого мировоззрения как совокупность взаимосвязанных элементов и на основе этого управлять данным процессом. Сконструированная модель позволяет унифицировать проектирование, реализацию процесса формирования трезвого мировоззрения и управление им, что может помочь в выработке методических рекомендаций по формированию трезвого мировоззрения.
Гилязова Д. Р., Валеева Э. Э. Эффективные методы изучения английского языка: грамматико-переводной метод и метод прямого погружения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 295–308. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251228.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования проблемы изучения английского языка в инженерных вузах обусловлена растущими требованиями к уровню владения языком со стороны работодателей и недостаточным количеством учебных часов, выделяемых на дисциплину в учебных планах университетов. Для устранения возникших трудностей в подготовке инженерных кадров с высоким уровнем владения иноязычной коммуникацией необходимо использовать уже имеющиеся подходы к обучению иностранного языка с анализом их влияния на качество обучения. Цель статьи заключается в проведении сравнительного анализа двух методов обучения (грамматико-переводного метода и метода прямого погружения) для выявления наиболее эффективного способа усвоения новой англоязычной лексики и ее практического применения в устной коммуникации. В эксперименте принимали участие две группы слушателей программы профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации для нефтегазохимического комплекса (английский язык)» Казанского национального исследовательского технологического университета. Основные результаты показали, что группа, обучавшаяся по грамматико-переводному методу, продемонстрировала более высокие результаты в усвоении и употреблении лексики по сравнению с группой, использовавшей метод прямого погружения. Это свидетельствует о значимости объяснения лексических единиц на родном языке при изучении иностранных языков. Анкетирование также показало, что, хотя метод погружения был более интересен для студентов, он вызвал дискомфорт из-за исключения родного языка в процессе обучения. Теоретическая значимость работы заключается в подтверждении необходимости исследования и анализа различных подходов к преподаванию иностранных языков в вузах, что может расширить рамки современных методологических практик. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть полезны для преподавателей при разработке учебных программ, способствующих более эффективному обучению студентов, балансируя между интересом и комфортом в процессе изучения языка. В дальнейшем исследование может быть направлено на оптимизацию подходов в зависимости от потребностей и предпочтений студентов, что повысит качество образовательного процесса в сфере профессионального общения на иностранном языке.
Ланг П. П. Цифровизация образовательной экосистемы в сфере права: от технологического апгрейда к фундаментальной переориентации педагогических парадигм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 277–294. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251227.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В эпоху ускоренной цифровизации общества и кардинального переосмысления принципов образовательной деятельности особую значимость приобретает необходимость глубокой трансформации традиционных механизмов высшего образования. Глобальные изменения, вызванные пандемией COVID-19, послужили мощным импульсом к форсированной цифровой модернизации образовательной сферы, что поставило перед научным сообществом задачу разработки принципиально новых методологических подходов и инновационных педагогических концепций. Целью исследования является всестороннее осмысление процессов цифровой трансформации высшего образования и создание концептуальной базы для построения результативной цифровой образовательной экосистемы. Особое внимание уделяется формированию теоретических положений, которые позволят создать такую образовательную среду, которая будет соответствовать требованиям цифровой экономики и обеспечивать высокий уровень подготовки современных специалистов в области права. Исследование базируется на целостном методологическом подходе, который синтезирует фундаментальные и прикладные методы научного познания. Методологическая основа работы построена на комплексном изучении образовательных процессов, включающем глубокий анализ научного материала, сопоставление классических и современных образовательных практик, а также практическую проверку разработанных методических решений. Проведенное исследование показало, что цифровизация образования – это глубинная трансформация всей образовательной системы, выходящая за рамки простой технологической модернизации. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют: внедрение цифровых инструментов в учебный процесс, при условии сохранения базовых образовательных ценностей и принципов, становится мощным катализатором повышения качества и эффективности образовательного процесса. Научная ценность исследовательской работы определяется созданием целостной концепции формирования цифровой образовательной среды, которая органично соединяет традиционные и инновационные подходы к обучению. Иными словами, разработанная методология открывает новые возможности для создания гибких образовательных моделей, максимально эффективно использующих потенциал различных форматов обучения. Практическое применение результатов исследования способно существенно усовершенствовать систему высшего юридического образования и обеспечить более качественную подготовку специалистов в эпоху цифровой трансформации общества. Отметим, что цифровая трансформация образовательной системы представляет собой естественный и неизбежный этап эволюции высшего образования. Полученные результаты указывают на необходимость продолжения глубокого научного анализа данного феномена и активного внедрения выявленных закономерностей в практическую деятельность образовательных организаций и учреждений высшего образования.
Гурьянов П. А., Гайсина А. Р., Тошпулотов А. А. Предпринимательское образование: теории и методики развития предпринимательских компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 261–276. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251226.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена растущими потребностями экономики знаний в квалифицированных предпринимательских кадрах и недостаточной эффективностью существующих образовательных программ. В условиях глобальной трансформации экономических систем предпринимательское образование приобретает стратегическое значение для устойчивого развития. Современные исследования характеризуются фрагментарностью подходов и отсутствием единого понимания структуры предпринимательских компетенций. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании системы развития предпринимательских компетенций в образовательном процессе на основе интеграции современных педагогических подходов и практики предпринимательской деятельности. Методология исследования включает системный, деятельностный, компетентностный и культурологический подходы. Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, а также специальные методы контент-анализа, концептуального моделирования и структурно-функционального анализа. Основными результатами являются: разработка интегрированной модели предпринимательских компетенций, включающей когнитивный, функциональный, личностный и социальный блоки; создание уровневой модели развития компетенций (базовый, продвинутый, экспертный уровни); обоснование системы педагогических принципов (практикоориентированность, проблемность, индивидуализация); разработка методической системы, интегрирующей интерактивные методы обучения, проектные технологии и экспериенциальное обучение. Теоретическая значимость заключается в систематизации представлений о предпринимательском образовании, разработке целостной концептуальной модели развития компетенций и обосновании методологических основ организации образовательного процесса. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов для совершенствования образовательных программ, разработки новых педагогических технологий и повышения эффективности подготовки предпринимательских кадров в системе высшего и дополнительного образования. Научная новизна состоит в теоретическом обосновании интегрированного подхода к развитию предпринимательских компетенций, объединяющего различные методологические подходы и учитывающего специфику предпринимательской деятельности как комплексного социально-экономического явления.