Педагогика
Ван Ш. , Золотых Л. Г., Космачёва О. Ю. Лингводидактическое моделирование и патриотическое воспитание: интеграция в аспекте серии учебников «Знакомство с современным Китаем» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 153–169. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251220.htm
ART 251220
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11220
Просмотров: 224
Направленность исследования на представление интегрированного подхода в преподавании русского языка как иностранного в китайской аудитории, объединяющего в учебной программе формирование ценностей, передачу знаний и развитие способностей с учетом различных стилей обучения и потребностей обучающихся, мотивирована актуальностью теоретических и практических аспектов учебно-воспитательной работы, ориентированных на реализацию современных концепций формирования патриотизма. Цель статьи – представить опыт патриотического воспитания студентов на факультете русского языка Сычуаньского университета (Китай) посредством внедрения в обучение устной форме речевого общения лингводидактических моделей, определенных идеологемами серии учебников «Знакомство с современным Китаем». В работе комплексно использованы базовые подходы исследования в преподавании иностранного языка: коммуникативный, социокультурный, проблемный; ведущими методами стали дискурс-анализ и метод моделирования процесса обучения русскому языку как иностранному. Результаты эмпирического исследования иллюстрируются на разных этапах обучения. Лингводидактические модели на основе учебных текстов представлены фрагментами высказываний студентов I–II курсов как коммуникативных единиц дискурса. Проектное моделирование показано в репрезентации концепта «малая родина» на II–III курсах. Конструктивно-моделирующая функция прослеживается в модели урока «Прекрасный Китай» и монологах студентов III–IV курсов, показывая динамику процесса интеграции лингводидактического моделирования и патриотического воспитания в аспекте серии учебников «Знакомство с современным Китаем». Преподавание русского языка вне языковой среды имеет ряд нерешенных проблем, выделяющих перспективные направления лингводидактического моделирования в связи со спецификой обучения устной форме речевого общения в концепции серии учебников «Знакомство с современным Китаем». Это определяет теоретическую значимость исследования системы интернационализованного обучения, глобальный и долгосрочный характер которого устремлен на подготовку высококвалифицированных кадров в секторе международных отношений. Интерпретация практической значимости в виде лингводидактических моделей, репрезентирующих динамику формирования умений и навыков устной речи в подготовке лингвистов-переводчиков, определяет потенциал разработки системы взаимодействия лингводидактики и учебно-воспитательных аспектов.
Парц О. С. Досуговая деятельность как средство социального развития одаренных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 141–152. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251219.htm
ART 251219
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11219
Просмотров: 184
Актуальность темы данного исследования обусловлена потребностями образовательной практики в определении ресурсов социального развития одаренных детей, одним из которых является досуговая деятельность. Автор рассматривает данную проблему на основе нескольких значимых аспектов. Во-первых, обращается внимание, что проявление одаренности у детей имеет свои особенности, что отражается на поведении детей в социуме; поэтому одаренные дети в процессе взросления испытывают трудности социального взаимодействия и нуждаются в поддержке учителей и родителей в освоении необходимого социального опыта. Во-вторых, характеристики досуговой деятельности рассматриваются с позиции обогащения социального опыта одаренных детей, необходимого для удовлетворения потребностей в развитии. В-третьих, в организации досуговой деятельности одаренных детей должны принимать активное участие как учителя, так и родители, координация их действий будет способствовать социальному развитию одаренных детей. Цель данной статьи – определение сущности понятия «досуговая деятельность одаренных детей» в контексте их социального развития, актуализации использования данного понятия в теории и практике педагогики детской одаренности. Исследование опирается на положения деятельностного, феноменологического и социокультурного подходов, позволяющих рассмотреть сущность досуговой деятельности как эффективного ресурса развития социального опыта одаренных детей, необходимого для гармонизации их социального развития. В результате исследования сформулировано понятие «досуговая деятельность одаренных детей» и определены ее качественные характеристики, которые способствуют социальному развитию одаренных детей; уточнено, что досуговая деятельность и взаимодействие социальных институтов образования и семьи в досуговой деятельности являются значимым ресурсом для развития социального опыта одаренных детей. Полученные результаты вносят вклад в развитие положений теории поддержки развития одаренных детей, а также позволяют наметить перспективы исследований социального развития одаренных детей. Данное исследование направлено на теоретическое осмысление ресурсов досуговой деятельности в социальном развитии одаренных детей и обновление образовательной практики досуговой деятельности одаренных детей.
Ключевые слова:
социальное развитие, семья, образование, взаимодействие, одаренность, одаренные дети, досуговая деятельность
Сартаева Л. И., Бакуменко О. Н. Экспериментальная работа по обучению этикетным формулам английского языка в 5-х классах общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 122–140. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251218.htm
ART 251218
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11218
Просмотров: 201
В статье рассматривается проблема обучения учеников 5-х классов английскому речевому этикету, в частности формулам приветствия и прощания, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Актуальность данного исследования определяется попыткой организации целенаправленного практического обучения школьников единицам английского речевого этикета и использованию их в речевой деятельности. Цель исследования – разработать и апробировать на уроках английского языка в 5-м классе комплекс упражнений, способствующих усвоению и закреплению обучающимися речевых формул, которые следует использовать в ходе приветствия и прощания в различных коммуникативных ситуациях с носителями речевой культуры Великобритании. Ведущими методами в предлагаемом исследовании стали анализ теоретических источников по теме, педагогическое моделирование и трехэтапный педагогический эксперимент. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных ученых, которые подчеркивают национально-специфический характер речевого этикета и его роль в межкультурной коммуникации. Делается вывод о необходимости интеграции культурологического компонента в процесс обучения иностранным языкам. В исследовании анализируются методические приемы, направленные на закрепление формул этикета, такие как ролевые игры и семиотический монтаж, реализуемые в формах коллективных, групповых и индивидуальных упражнений. Результаты экспериментальной работы, проведенной на базе средней школы с участием учащихся 5-х классов, показали, что использование в процессе обучения английскому языку комплекса упражнений, основанного на моделировании реальных коммуникативных ситуаций, способствует улучшению знаний и умений учащихся в аспекте англоязычных этикетных формул приветствия и прощания. В экспериментальном классе статистически зарегистрировано повышение среднего балла и сокращение числа неудовлетворительных оценок, т. е. доказывается эффективность применения предлагаемого комплекса. Теоретическая значимость исследования обусловливается тем, что в нем поднимается ряд методических проблем, связанных с обучением школьников среднего звена речевым англоязычным этикетным формулам; собран, систематизирован и проанализирован обширный научно-методический материал. Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования в преподавании английского языка на средней ступени.
Ключевые слова:
межкультурная коммуникация, речевой этикет, методические приёмы, экспериментальное обучение
Авчинникова С. О. Психолого-педагогическая поддержка надомного обучения в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 103–121. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251217.htm
ART 251217
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11217
Просмотров: 196
Актуальность статьи обусловлена необходимостью полноценного включения обучающихся на дому в систему инклюзивного образования, повышения результативности процессов воспитания и социализации. Цель – определить специфику психолого-педагогической поддержки субъектов надомного обучения и разработать рекомендации, направленные на повышение реабилитационного потенциала семьи. Методологическую основу исследования составили положения о социализирующей функции госпитальной педагогики и надомного обучения детей; модели функционирования специализированных служб сопровождения инклюзивной школы в отечественной и зарубежной образовательной практике, ресурсно-потенциальный подход в рассмотрении семьи как ключевого участника социально-реабилитационных отношений. Материалы исследования включают результаты опроса детей и родителей (18 семей), практикующих надомное обучение. Проанализированы подходы к организации и сопровождению домашнего обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, описаны типичные ограничения и проблемы субъектов образовательного процесса на дому (обучающихся, обучаемых, членов семьи), выделены в передовом опыте взаимодействия с семьями детей, обучающихся на дому, релевантные идеи для дальнейшего развития инклюзивной практики. Установлено, что предоставляемая образовательными организациями психолого-педагогическая поддержка надомного обучения не в полной мере соответствует рамке инклюзивного образования; в организации сотрудничества школы с семьей преобладает учебная ориентация при недостаточном внимании к процессу социализации, ресурсы коллективного взаимодействия, онлайн-присутствия и психолого-педагогической помощи родителям реализуются не в полной мере, что сказывается на уровне развития социально-личностных компетенций и общей успешности обучающихся. Выявлено, что принадлежность отдельных учащихся к классному коллективу имеет формальный характер, поскольку отсутствуют дружеские и товарищеские межличностные отношения, включенность во внеурочную деятельность эпизодическая. Констатировано, что поддержка должна иметь комплексный характер: включать всех субъектов надомного обучения, учитывать конкретную жизненную ситуацию семьи и осуществляться мотивированной командой специалистов инклюзивной школы. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении проблематики инклюзивного образования. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, касающихся содержания и форм психолого-педагогической поддержки субъектов надомного обучения.
Зубрилин А. А., Лайкова О. В. Формирование начальных профессиональных навыков у старшеклассников при подготовке к деятельности web-разработчика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 83–102. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251216.htm
ART 251216
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11216
Просмотров: 196
Актуальность исследуемой проблематики заключается в необходимости подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности, выявления оптимальных путей их профессионального самоопределения. Большими возможностями для этого обладают предпрофильная подготовка и профильное обучение, реализуемые в 9–11-х классах. В статье из всех возможных форм профессионального самоопределения выбраны элективные курсы, одной из разновидностей которых являются элективы, направленные на формирование начальных профессиональных навыков. Цель статьи – разработать систему заданий по формированию начальных профессиональных навыков старшеклассников по подготовке к деятельности веб-разработчика и провести ее апробацию. Основой послужили проектные задания, выполняемые школьниками по окончании каждого модуля элективного курса «Основы разработки веб-приложений». Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической литературы и нормативно-правовой базы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (разработка и апробация учебных материалов, в том числе проектных работ; педагогический эксперимент). В частности, из профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» выделены обобщенные трудовые функции, которые могут быть сформированы при обучении информатике учеников 11-го класса. С учетом выделенных обобщающих трудовых функций разработан элективный курс: представлены его цели и задачи, выделен набор минимальных знаний и умений, необходимых для успешного прохождения, раскрыто содержание, описаны задания для всех видов контроля: входного, текущего, рубежного и итогового. Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший эффективность разработанных учебных материалов. Теоретическая значимость: определено, как при обучении информатике готовить выпускников школ к профессии веб-разработчика с учетом обобщенных трудовых функций соответствующего профессионального стандарта. Практическая значимость: разработка элективного курса с акцентом на рубежный и итоговый контроль, через которые определяется уровень овладения учебным материалом. Важность предложенных к выполнению заданий показали результаты проектных работ, представленные школьниками по окончании элективного курса. Новизна: доказано, что разработка и реализация элективного курса с учетом профессиональных стандартов позволяет грамотно формировать у старшеклассников начальные профессиональные навыки, готовя их к осознанному выбору профессии.
Ш. Ван
О. Ю. Космачёва