Педагогика
Иванова Л. А., Казакова О. А., Решетин А. А. IT-технологии и программное обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 87–98. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241065.htm
ART 241065
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11065
Просмотров: 894
Сегодня особое влияние на образовательный процесс в вузах в сфере физической культуры и спорта оказывает фактор интеллектуальной и цифровой трансформации общества. Применение новых IT-технологий в процессе физического воспитания поднимает на новый уровень физическую культуру и спорт и способствует воспитанию здорового поколения. Поэтому цель исследования – выявление динамики применения и развития интеллектуальных и цифровых технологий и спортивного программного обеспечения в образовательном процессе для студентов вузов. Задачи исследования: изучить научную литературу по данной тематике; определить степень положительного влияния применения IT-технологий и программного обеспечения на образовательный процесс по физической культуре и спорту (ФКиС) в различных вузах Самарской области; выявить влияние IT-технологий и программного обеспечения на рост спортивных результатов студентов-спортсменов. Комплексность исследуемой проблемы и сложность самого объекта исследования предопределили использование различных методов при выявлении основных направлений применения IT-технологий и программного обеспечения как в образовательном процессе, так и в спортивной деятельности студентов. Изучив научную литературу по данной тематике, авторы отметили, что все высшие учебные учреждения на данный момент строят свой образовательный процесс с применением IT технологий, образовательных информационных платформ, современного программного обеспечения по различным специальностям и предметам. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта в вузах нашей страны и за рубежом. Далее авторы анализируют применение основных тенденций развития информационных цифровых технологий (IT технологии) по предмету «Физическая культура и спорт» в вузах России. Отмечают, что рост применения цифровых технологий среди вузов продолжается. Утверждают, что процесс создаст еще больше инновационных решений в области программного обеспечения для образования и спорта. Авторы не исключают, что для улучшения тренировочного и соревновательного процесса спортсменов-студентов различных вузов Самарской области появятся в ближайшем будущем новые технологии в виртуальной и дополненной реальности, аналитические системы на базе искусственного интеллекта и другие прогрессивные разработки, что свидетельствует о теоретической и практической значимости проведенного исследования.
Лёвкина Е. В., Патрикеева Э. Г. Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 71–86. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241064.htm
ART 241064
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11064
Просмотров: 853
В современном российском высшем образовании нужны преподаватели, обладающие междисциплинарными знаниями, умеющие самостоятельно ставить и решать нестандартные, задачи, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий повышения креативности современного преподавателя вуза, вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс и их профессионального взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы. Целью статьи является описание стратегической сессии как эффективной технологии, направленной на активизацию деятельности студентов и на совершенствование профессионального мастерства современного преподавателя вуза через освоение новых, интерактивных технологий работы с молодым поколением. Потребность в раскрытии темы также вызвана тем, что стратегические сессии в настоящее время являются актуальной технологией, используемой в образовательном процессе системы высшего образования. Анализ современных источников психолого-педагогического знания доказывает их теоретическую и методическую обоснованность. В статье представлены основные методологические подходы, которые лежат в основе проведения стратегических сессий, выделены этапы и подробно описана методика их проведения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и углубить научные представления о влиянии стратегических сессий на развитие креативности преподавателя вуза и повышение включенности студентов в образовательный процесс. Практическая значимость исследования состоит в том, что подробное описание опыта проведения стратегических сессий может методически обеспечивать эффективное внедрение данной технологии в инновационную работу современных вузов, что позволит оптимизировать деятельность высших учебных заведений в направлении формирования и развития креативной образовательной среды вуза, направленной на совершенствование учебно-профессиональной деятельности, профессионального мастерства преподавателей через освоение новых, интерактивных форм работы с молодым поколением.
Ключевые слова:
высшая школа, педагогическая технология, студенты, стратегическая сессия, креативность преподавателя
Габдуллина А. Ш. Лингвистические аспекты развития иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы при применении геймификации в процессе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 54–70. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241063.htm
ART 241063
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11063
Просмотров: 937
Актуальность работы заключается в исследовании и применении приемов геймификации для развития иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы. Целью исследования является определение эффективности влияния геймификации на лингвистические аспекты развития иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать литературу по теме исследования, разработать учебные занятия с использованием приемов геймификации, проверить их эффективность на практике, сравнить результаты с традиционными методами обучения. Описывается эксперимент с участием студентов экономического направления. Мы выделяем два основных подхода, направленных на развитие спонтанной иноязычной речи учащихся, акцентируя внимание на лингвистических аспектах, с использованием геймификации и традиционных методов. На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во первых, геймификация доказала свою эффективность в развитии иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы. Учебные занятия с применением игровых элементов позволили студентам более активно взаимодействовать с материалом и проявлять интерес к изучению иностранного языка. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно представляет собой важный вклад в область применения геймификации в обучении иностранным языкам. Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования педагогами для улучшения методик преподавания иностранных языков. Применение геймификации может помочь сделать учебный процесс более интересным и привлекательным для студентов, что, в свою очередь, может способствовать более успешному развитию их спонтанной речи на иностранном языке. Геймификация представляется перспективным инструментом для разнообразия учебного процесса, повышения мотивации студентов и эффективного развития иноязычной спонтанной речи.
Семенова В. А. Возможности использования программ искусственного интеллекта и технологии решения изобретательских задач для развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 38–53. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241062.htm
ART 241062
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11062
Просмотров: 1389
Актуальность данного исследования обусловлена целями, заложенными в Федеральной образовательной программе начального общего образования (ФОП НОО) применительно к дисциплине «Иностранный язык» и направленными на формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), расширение лингвистического кругозора обучающихся за счет овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), внедрение в образовательный процесс упражнений изобретательского, исследовательского характера, а также использование цифровых электронных ресурсов в процессе выполнения заданий на иностранном языке. Цель исследования – представить возможности использования программ искусственного интеллекта и технологии решения изобретательских задач для развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов на уроках английского языка. Содержание современных учебников иностранного языка богато разнообразными методиками обучения, интерактивными упражнениями, аутентичными текстами, аудио- и видеоматериалами, что способствует более эффективному и увлекательному освоению языковых навыков, однако его можно дополнить еще цифровыми ресурсами. В статье подробно описаны структура и компоненты данного учебника, рассмотрены задания на развитие всех видов речевой деятельности, задачи, краткое содержание выбранных уроков. В результате установлено, что внедрение ТРИЗ-технологии совместно с ИИ (DALL-E, Google Cloud Speech-to-Text, Microsoft Azure Speech, IBM Watson Speech to Text) не только способствует улучшению речевых и языковых навыков обучающихся, но и стимулирует их творческое мышление. Грамотное применение синтеза технологии ТРИЗ и цифровых технологий в обучении иностранному языку не только служит формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, но и вдохновляет их на исследовательское мышление и креативное выражение своих мыслей. Теоретическая и практическая значимость статьи состоит в изучении и дополнении материалов учебника по дисциплине «Иностранный язык» для педагога в целях развития иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников средствами ТРИЗ с использованием цифровых технологий.
Бобунова А. С., Сергеева М. Г. Классификация и внедрение технологий на базе искусственного интеллекта в обучение иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 25–37. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241061.htm
ART 241061
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11061
Просмотров: 1271
С внедрением технологий искусственного интеллекта в нашу жизнь образование стремительно начало менять свой формат. Традиционные методы преподавания видоизменяются, чтобы не оставаться вне цифрового прогресса. Школьники и студенты уже активно используют искусственный интеллект и возможности chat-GPT в качестве помощника в учебе. Целью данной работы является разработка экспериментальной технологии внедрения средств искусственного интеллекта в образовательный процесс обучения иностранному языку. В задачи данного исследования входят библиографический обзор имеющихся образовательных программ на базе искусственного интеллекта и экспериментальная апробация разработанной технологии. Обзор научной литературы был проведен по статьям, посвященным использованию искусственного интеллекта в обучении иностранному языку, следствием чего стало определение перспективных методических разработок и нахождение слабых сторон, негативно влияющих на обучение иностранному языку. Далее последовала разработка трехэтапной технологии использования программ на базе искусственного интеллекта в формировании различных аспектов иноязычной речи у обучающихся. Исследовательская база для проведения экспериментальной работы включала 50 студентов I курса медицинского факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Обучение происходило в течение первого академического семестра с сентября по декабрь 2023 года. Участники контрольной группы (25 студентов) изучали иностранный язык (английский) по стандартной программе, обучение экспериментальной группы с тем же количеством участников проходило с внедрением пошагового алгоритма применения искусственного интеллекта на уроках и использованием программ на базе искусственного интеллекта для самостоятельной работы. Результаты проведенной работы: наблюдалось повышение мотивации обучающихся к выполнению учебных заданий, более активное вовлечение в учебный процесс. Сравнение данных итоговых тестирований показало значительное повышение фонетической развитости речи. Экспериментальная группа почти в два раза превзошла контрольную группу про правильности произношения лексических единиц (56% против 25%). Развитие лексических навыков и грамматической стороны речи не показало больших различий между группами. Принимая во внимание изложенные результаты, мы можем сделать вывод, что использование искусственного интеллекта в рамках языковых программ обучения студентов при поэтапном внедрении технологии искусственного интеллекта имеет большой потенциал в формировании различных аспектов речи, особенно ее фонетической стороны.
Ключевые слова:
обучение иностранному языку, искусственный интеллект, фонетические навыки, чат-бот, chat-gpt
Л. А. Иванова