Педагогика

Син Ц. Особенности организации практической подготовки будущих учителей в Китае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 140–152. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251156.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование особенностей практической подготовки будущих учителей в Китае было проведено с учетом характера развития системы педагогического образования в данной стране. Актуальность исследования обусловлена системной задачей интеграции теории и практики при подготовке педагогических кадров. По мере развития процесса модернизации образования в Китае правительство, университеты и учебные заведения ищут эффективные механизмы и способы успешного сочетания теоретической и практической подготовки с целью обеспечения регионов страны, департаментов образования и учебных заведений высококвалифицированными учителями. Цель данного исследования – осуществить анализ характеристик практической подготовки учителей в Китае в определенный исторический период, выявить ее структурные особенности, пути реализации, а также обобщить опыт подготовки учителей в КНР. В исследовании применялись историко-генетический, фактологический и проблемно-хронологический подходы. Прослеживая эволюцию китайской системы педагогического образования по вертикали и анализируя объективные данные, такие как политические документы, статистические данные и основные события в сфере образования, в исследовании автор описывает закономерности и современные особенности развития практического педагогического образования и подготовки в Китае. Проведен анализ и обобщение научных статей на русском и китайском языках по проблематике исследования; также были использованы первоисточники: нормативные акты, соглашения, административные документы правительства Китая. В ходе исследования удалось выявить и подтвердить, что система практической подготовки высшего педагогического образования в Китае имеет динамичные эволюционные черты: от ориентации на расширение масштабов к повышению качества; от единого и закрытого режима обучения к множественному и открытому режиму совместной подготовки учителей; от бинарного разделения к построению интегрированной системы, соединяющей дослужебную подготовку с послеслужебной с активным применением ИКТ, адаптацией их к современным условиям. Результаты исследования обеспечат теоретическую основу для совершенствования политики в области педагогического образования, помогут педагогическим вузам оптимизировать свои учебные программы, школам – внедрить инновационные методы обучения, а в конечном итоге – повысить профессиональные навыки учителей и способствовать общему улучшению качества базового образования, что имеет важное практическое значение для модернизации системы образования и построения сильной нации.
Ниненко М. А., Чернякова Ю. С. Роль медиативной компетенции в современном языковом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 125–139. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251155.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях глобализации, активного развития международных связей и, конечно же, усложнения межкультурных контактов особую значимость приобретает формирование медиативной компетенции в процессе языкового образования. Необходимость владения данной компетенцией обусловлена не только требованиями профессиональной коммуникации, но и вызовами межкультурного взаимодействия, что требует от будущих специалистов способности выступать посредниками между носителями различных языковых и культурных систем. В представленной статье медиативная компетенция рассматривается как интегративный компонент профессиональной подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации, включающий опосредование смысла между участниками коммуникации посредством языковых средств. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической проверке модели формирования медиативной компетенции в ходе обучения иностранным языкам на основе компетентностного подхода. Научная новизна исследования состоит в уточнении структуры медиативной компетенции, в которую были включены такие элементы, как рецепция, продукция, интеракция и медиация, а также в разработке комплексной модели, отражающей цели, содержание, методы и средства обучения, направленные на развитие данного вида компетентности. В процессе исследования были апробированы современные педагогические технологии, реализованы личностно ориентированные методы, рассмотрены условия эффективного формирования медиативной компетенции. Полученные результаты подтверждают эффективность предложенной модели: отмечаются положительные изменения в уровне сформированности у обучающихся коммуникативных и медиативных умений, выявлены оптимальные методические условия ее применения в образовательном процессе. Теоретическая значимость работы состоит в расширении научных представлений о содержании медиативной компетенции как важнейшего компонента профессиональной подготовки специалистов для работы в мультикультурной среде. Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных методических рекомендаций, приемов и технологий в системе языкового образования, что способствует повышению уровня подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации и их успешной интеграции в профессиональное сообщество.
Полюдова Е. Н., Быкова Е. А. Искусственный интеллект как инструмент адаптации аутентичных материалов в преподавании английского языка в техническом университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 102–124. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251154.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях глобализации и цифровизации образования владение английским языком является ключевым навыком для студентов технических специальностей. Это обеспечивает не только доступ к актуальной научно-технической информации, но и их успешную профессиональную коммуникацию. Однако использование в учебном процессе аутентичных материалов, например научных статей, технической документации, профессиональных подкастов, сопряжено с рядом трудностей. Эффективность обучения и мотивация учащихся может снижаться из-за сложности лексики, грамматических конструкций и культурных контекстов, что превышает возможности студентов с разным уровнем подготовки. Целью данного исследования является изучение и внедрение инновационных методов адаптации аутентичных материалов с помощью искусственного интеллекта в преподавание английского языка в технических вузах. Авторы анализируют потенциал современных технологий, включая анализ сложности языка, использование генеративных нейросетей для автоматизации упрощения текстов, создания контекстуальных упражнений, персонализации учебных заданий и визуализации сложных профессиональных концепций. В исследовании представлены подходы практического применения инструментов на базе GPT-моделей, которые позволяют адаптировать учебные тексты под уровень владения студентами языком. Использование технологий способствует индивидуализации обучения с учетом уникальных потребностей каждого студента, что повышает вовлеченность и мотивацию к изучению иностранного языка. Результаты эксперимента, проведенного в Российском университете транспорта, подтверждают эффективность использования материалов, адаптированных с помощью инструментов искусственного интеллекта: в группах, где применялись данные технологии, отмечен значительный рост успеваемости и коммуникативных навыков. Исследование подчеркивает, что интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс не заменяет роль преподавателя, а выступает мощным вспомогательным инструментом, оптимизирующим подготовку учебных материалов и способствующим развитию профессионально ориентированных компетенций. Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о возможностях инструментов искусственного интеллекта в лингводидактике технического направления, а практическая – в разработке и апробации инновационных методов обучения, способствующих повышению качества подготовки специалистов в условиях современного цифрового образования.
Чэнь И. Готовность будущих учителей к использованию искусственного интеллекта в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 88–101. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251153.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность представленного исследования обусловлена стремительным развитием современных технологий и расширением возможностей их применения в образовательной среде. Цифровая трансформация образования, активное внедрение инструментов искусственного интеллекта (ИИ) и растущие требования к цифровой компетентности педагогов объясняют возникшую необходимость изучения готовности будущих учителей к работе с новыми технологиями. Однако современные программы педагогического образования зачастую фокусируются на традиционных методах, игнорируя потребность в интеграции ИИ в учебный процесс и формировании соответствующих навыков. Это создает риск профессионального отставания выпускников и снижения качества образовательных услуг в условиях технологической революции. В связи с этим цель данной статьи – выявление уровня готовности студентов педагогических специальностей к применению искусственного интеллекта в образовательной деятельности. В рамках исследования был проведен анализ литературы для выявления модулей по искусственному интеллекту в учебных планах педагогических вузов. Также был осуществлен анализ содержания соответствующих учебных планов, позволивший раскрыть взаимосвязь между проектированием этих модулей и готовностью студентов к ИИ. На основании результатов исследования были определены недостатки текущего содержания учебных дисциплин по ИИ в педагогических вузах; представлены риски того, что студенты не будут уделять должного внимания индивидуализации обучения и использованию ИИ. В качестве решения было предложено следующее: реформирование учебных программ педагогического образования; концентрация на поиске решения этических проблем и проблем конфиденциальности, возникающих при использовании этой технологии; подкрепление подготовки будущих учителей к работе с ИИ эмпирическими исследованиями и научной методологией, включая экспериментальные исследования; интеграция ИИ через модули цифровой педагогики. Теоретическая значимость исследования заключается в определении направления будущих исследований специфики использования ИИ в сфере образования. Практическая значимость данного исследования обусловлена необходимостью организации готовности студентов педагогических вузов к применению ИИ в образовательном процессе.
Косикова С. В. Готовность будущих учителей к формированию функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 67–87. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251152.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность представленной в статье работы обусловлена необходимостью решения вопроса подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, отвечающей требованиям обновленных ФГОС общего образования. Цель исследования – определение структуры и содержательного наполнения готовности будущих учителей начальной школы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Основными подходами к исследованию явились сравнительно-педагогический анализ, систематизация научно-теоретического материала и моделирование. В ходе научной работы были проанализированы актуальные материалы, касающиеся подготовки педагогов к профессиональной деятельности. В зарубежных научных кругах под готовностью будущего педагога подразумевается способность эффективно выполнять профессиональные задачи и добиваться высоких результатов в работе. Отечественные исследователи, в свою очередь, определяют готовность к профессиональной деятельности как овладение будущим учителем набором знаний, умений и навыков, необходимых для качественной организации образовательного процесса. После детального анализа различных трактовок готовности будущих учителей к работе мы пришли к выводу, что способность преподавателя начальных классов формировать функциональную грамотность у учеников представляет собой комплексное качество личности. Оно объединяет в себе ряд индивидуально-психологических и профессионально-педагогических компетенций, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности учителя в области формирования функциональной грамотности у младших школьников. По итогам изучения структуры готовности к педагогической деятельности мы выделили основные компоненты, необходимые будущему педагогу для формирования функциональной грамотности у младших школьников: ценностно-мотивационный, когнитивный, праксиологический и деятельностный. Каждый из этих компонентов был наполнен содержанием, соответствующим исследуемой деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении структуры готовности будущего учителя начальных классов к формированию функциональной грамотности младших школьников и ее визуализации в форме модели с детальным описанием содержания. Практическая значимость работы обусловлена необходимостью совершенствования образовательных программ высшего педагогического образования в решении вопроса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, отвечающей требованиям обновленных ФГОС общего образования.