Педагогика

Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды как профессиональная компетенция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 1–20. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251101.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Взаимодействие дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи как педагогическая проблема актуальна на протяжении многих лет, так как меняются поколения и, соответственно, взгляды на обучение и воспитание. В настоящее время интерес к обозначенной проблеме вызван тем, что современные условия развития общества требуют инновационных решений для организации взаимодействия участников образовательных отношений, так как традиционные формы не всегда позволяют сделать его продуктивным и комфортным для всех. Цель проведенного и представленного в данной научной статье исследования заключается не только в освещении проблемы взаимодействия ДОО и семьи, но и в анализе ее истоков, поиске вариантов ее решения. В качестве методов исследования был использован дистанционный опрос родителей воспитанников МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска, который проводился посредством Yandex Forms. В мероприятии приняли участие 182 родителя, генеральная совокупность респондентов составила 345 человек. Вопросы анкеты носили закрытый и открытый характер. Также использовался метод наблюдения за участниками образовательных отношений во время онлайн-встреч на платформе «Сферум», подготовки проектов совместно с детьми под наставничеством педагога, а также во время проведения интерактивного квеста в дошкольном учреждении. Информативной стала и беседа с родителями, организованная после каждого мероприятия. В статье предложены инновационные технологии взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, такие как конкурс проектов, разработанный на основе цифровых решений, консультация на платформе «Сферум», семейный интерактивный квест. Особый акцент сделан на профессиональную компетентность педагога детского сада, который должен владеть не только знаниями и умениями в области дошкольной педагогики и психологии, но и цифровыми компетенциями, которые позволяют ему организовывать конструктивное взаимодействие и с детьми, и с их родителями в условиях детского сада. Педагогические работники выступают не только пользователями цифровых продуктов и интерактивного оборудования – они сами становятся его разработчиками. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении научного опыта по вопросу взаимодействия ДОО и семьи, в обобщении существующих подходов не только в России, но и за ее пределами; в представлении мнения родителей о степени их включенности в образовательный процесс детей и эффективных форм взаимодействия. Практическая значимость состоит в демонстрации апробации инновационных форм интерактивного характера, основанных на использовании искусственного интеллекта и нейросетей в проектной деятельности, а также цифровых решений при организации интерактивного семейного квеста.
Очача М. В., Шуаипова А. А., Абрамова О. А. Реализация компетентностно-ориентированного подхода в системе профессиональной подготовки психологов в англоязычных странах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 369–386. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251100.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена современными изменениями в системе высшего образования, направленными на переход от традиционной передачи знаний к компетентностно-ориентированному подходу. В профессиональной подготовке психологов в англоязычных странах наблюдается повышение требований к формированию у специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и практических умений, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к самостоятельному решению профессиональных задач. Такой подход обеспечивает адаптацию выпускников к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и способствует их конкурентоспособности на рынке труда. Целью статьи является анализ особенностей реализации компетентностно-ориентированного подхода в системе подготовки психологов в англоязычных странах, выявление эффективных образовательных стратегий и методов, способствующих развитию профессиональных компетенций, а также определение перспектив дальнейшего совершенствования учебных программ. В работе рассматриваются системный и компетентностный подходы, которые позволяют рассматривать подготовку психологов как комплексный процесс формирования необходимых знаний, умений и личностных качеств. Используется сравнительно-аналитический метод для сопоставления различных моделей и практик обучения в ведущих университетах англоязычных стран. В качестве методов исследования применен анализ нормативных документов, образовательных программ, а также интервью с преподавателями и студентами, что позволяет получить всестороннее представление о реализуемых подходах. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации современных знаний о компетентностно-ориентированном обучении в психологии и разработке концептуальных основ его внедрения в профессиональную подготовку. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов для совершенствования учебных программ, повышения качества подготовки специалистов и адаптации образовательного процесса к требованиям профессиональной среды. Полученные результаты могут быть применены образовательными учреждениями для разработки и реализации компетентностно-ориентированных программ подготовки психологов, а также для повышения эффективности педагогических практик и мотивации студентов. Это способствует формированию у будущих психологов ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Галынчик Т. А., Данилова С. В., Агеев Я. Д. Реализация программы «Стартап как диплом» в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 352–368. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251099.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Реализация программы «Стартап как диплом» привела к созданию более устойчивого осознания необходимости формирования системы компетенций у студентов высшей школы, отвечающих не только за понимание и навыки проектной деятельности, но и, в соответствии с запросами российской экономики и общества, потребности динамичного развития студенческого предпринимательства, которое сможет удовлетворить запросы общества в новых технологичных продуктах и услугах. Актуальность настоящей работы подтверждается целями и задачами национальных проектов РФ, реализуемых с января 2025 года, которые четко конкретизируют необходимость функционирования не только технологического предпринимательства, но и, как его проявления, студенческого стартап-проектирования. Студенческие стартап-проекты, продолжающиеся в формате выпускных квалификационных (дипломных) работ, обеспечиваются информационной, консультационной, технологической и финансовой поддержкой как от высших учебных заведений, так и от бизнес-сообщества, то есть данный вид предпринимательской (проектной) деятельности востребован и интересен обучающимся. Цель исследования – проанализировать современный механизм выполнения студентами высшей школы выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом», что подразумевает применение обучающимися различных алгоритмов, в том числе командную (проектную) работу, и использование ими методов системного и стратегического анализа. Основными, примененными при выполнении настоящего исследования, подходами стали анализ и синтез, так как сформировалась необходимость в сборе значительного массива информации по теме исследования в целях выявления основных закономерностей во внутривузовской реализации студенческих стартапов, в том числе и в форме диплома, а также последующего объединения полученных данных как комплекса массива информации о студенческом стартап-проектировании. Результатом проведенного исследования является четкое формирование бизнес-процесса реализации внутривузовской программы «Стартап как диплом». Научная новизна исследования заключается в обосновании роста популярности студенческого предпринимательства, а также в необходимости разработки выпускных квалификационных работ в формате стартапа. Теоретическая значимость статьи состоит в структурировании и обобщении существующих методик, которые возможно применить при разработке стартапов. Практическая значимость сводится к реальному процессу внедрения студенческого стартап-предпринимательства в систему высшего образования, которое будет способствовать общему развитию экономики государства через популяризацию малого и среднего бизнеса среди обучающихся высшей школы.
Кошелева И. Н. Оптимизация обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе: новый взгляд, новые возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 336–351. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251098.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заявленной темы продиктована потребностью пересмотреть традиционные подходы к обучению грамматике английского языка в условиях неязыкового вуза. Это связано с тем, что нерешенными остаются вопросы следующего характера: недостаточное количество часов, отводимых на изучение данного аспекта языка, из-за наполненности учебных программ и другими аспектами, например экономическим переводом, домашним чтением, практикой письменной речи; ограниченность взаимодействия обучающихся с контентом на английском языке во внеучебное время; большой разрыв между имеющимися у студентов знаниями на теоретическом и практическом уровнях, создающий проблему инертного знания, когда владение правилами английской грамматики далеко не всегда обеспечивает свободное, эффективное общение на этом языке. Соответственно, целью статьи является упорядочение наиболее эффективных способов работы с грамматическим материалом в контексте неязыкового вуза. Исследование выполнено в русле подхода, ориентированного на использование языка. Также в работе нашли применение следующие теории, гипотезы и принципы: гипотеза осознанного внимания, гипотеза взаимодействия, принцип адекватной переносу обработки, гипотеза отложенных эффектов. Изучение ведущих тенденций в области преподавания иноязычной грамматики на материале научных трудов отечественных и зарубежных авторов позволило сформулировать ключевые принципы работы с грамматическим аспектом языка: презентация материала, иллюстрирующего употребление грамматических конструкций, отработка грамматических форм, рециркуляция изученного материала. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении рамок научных представлений о преподавании грамматики английского языка, переосмыслении эффективности традиционных подходов, а также исследовании возможностей применения искусственного интеллекта в работе с грамматическими элементами. Практическая значимость статьи определяется тем, что предложенные принципы работы с грамматическим материалом могут обогатить методический инструментарий преподавателей. Помимо этого продемонстрированные способы взаимодействия с грамматическими единицами могут быть адаптированы для работы в различных учебных контекстах с учетом потребностей обучающихся.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Щедрина Е. В. Применение нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность для развития их системного мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 319–335. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251097.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования искусственного интеллекта для подготовки специалистов библиотечного дела. Информационное взаимодействие, поддержанное сервисами генеративного контента, обладает потенциалом в плане развития soft skills (управление временем, адаптивность, цифровая грамотность, критическое и системное мышление) и повышения качества подготовки библиотекарей. Цель исследования – выявить особенности применения генеративных нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность для развития их системного мышления. Ведущий подход – моделирование ситуаций библиотечно-информационного обслуживания в цифровом пространстве научных знаний. Для оценки уровня системного мышления используется адаптированная методика А. В. Панова, М. А. Федоровой. В опытно-экспериментальной работе участвуют 84 студента факультета библиотечно-информационной и музейной деятельности Орловского государственного института культуры. Научная новизна: обосновывается потенциал использования генеративных нейросетей для развития системного мышления обучающихся. В результатах представлены идеи методического подхода, направленного на усиление влияния обозначенных факторов для развития системного мышления студентов: сочетание теории и практики взаимодействия; взаимосвязь с изучением других цифровых технологий; информирование о рисках, этических проблемах включения искусственного интеллекта в учебную и трудовую деятельность с последующим обсуждением этих аспектов на этапе рефлексии. Теоретическая значимость: выявленные дидактические возможности сервисов генеративного контента уточняются применительно к подготовке студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Практическая значимость: выявлены факторы, влияющие на эффективность применения генеративных нейросетей для развития системного мышления будущих библиотекарей: работа с ресурсами сети Интернет, виртуальное манипулирование, создание сложных объектов из простейших функциональных элементов. Полученные результаты – основа для совершенствования программ подготовки библиотекарей в контексте формирования цифрового научного пространства знаний. В заключении сформулированы особенности применения нейросетей для развития системного мышления: создание условий для понимания социальной важности профессии, развития творческого отношения к труду, освоения научно-критической деятельности; учет проблем библиотек.