Педагогика

Зубков А. Д., Кошкина Ж. В. Синергия традиционных методов обучения и массового открытого онлайн-образования в развитии навыков деловой иноязычной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 147–161. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование посвящено анализу синергетического эффекта при интеграции традиционных методов обучения и массовых открытых онлайн-курсов в контексте формирования навыков деловой иноязычной коммуникации. Актуальность работы обусловлена противоречием между растущим спросом на гибкие гибридные форматы в условиях цифровизации образования и сохраняющимися пробелами в методологии их реализации. Цель исследования – выявление механизмов эффективного сочетания офлайн- и онлайн-форматов для развития профессиональных языковых компетенций, включая кросс-культурные переговоры, деловую переписку и цифровую презентацию. Научная новизна заключается в разработке трехуровневой модели интеграции (методико-технологический, интеграционный, стратегический уровни), которая учитывает полисенсорность (совмещение аудиальных, визуальных и кинестетических каналов) и адаптивность на основе ИИ-аналитики. Методологическую базу составил квазиэксперимент с участием 120 студентов, разделенных на контрольные (только офлайн) и экспериментальные (гибридные) группы. В эксперименте использовались смешанные методы: сравнительный анализ успеваемости (тесты по шкале CEFR, экспертные оценки), анкетирование по шкале Лайкерта, анализ лог-файлов МООК и электронных портфолио. Материалы включали курсы платформ Coursera и «Открытое образование» с профессионально ориентированным контентом, адаптированным под задачи исследования. Результаты показали, что гибридные группы достигли прироста в освоении бизнес-лексики на 27% против 12% в контрольных (p < 0,01), а также продемонстрировали рост самостоятельности (68% студентов активно использовали дополнительные кейсы) и цифровых компетенций (89% освоили создание презентаций в Canva на целевом языке). Качественный анализ выявил проблемы: 45% преподавателей испытывали трудности с интерпретацией данных МООК, а 31% студентов отмечали диссонанс между дублирующими заданиями в онлайн- и офлайн-форматах. Авторы делают вывод о том, что гибридные модели на 40% эффективнее традиционных за счет комбинации эмоционального интеллекта (аудиторные тренинги) и аналитической точности (ИИ-рекомендации МООК). Интеграция позволила персонализировать обучение через адаптивные алгоритмы, подбирающие контент по слабым местам студентов. Рекомендации включают внедрение модулей по цифровой грамотности для преподавателей (работа с аналитикой, проектирование синергетических сценариев) и разработку межвузовских стандартов оценки компетенций в гибридной среде. Последние должны унифицировать метрики цифровых навыков, критерии синергетического эффекта и процедуры валидации электронных портфолио. Исследование вносит вклад в теорию цифровой дидактики, предлагая модель, которая трансформирует роль преподавателя из лектора в куратора цифровых ресурсов. Практическая значимость заключается в алгоритмах интеграции МООК в национальные образовательные системы с учетом этических и инфраструктурных вызовов.
Кривошеева Н. Н. Принципы обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 132–146. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена основным принципам обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей значимостью владения английским языком в профессиональной деятельности представителей творческих специальностей, в частности будущих художников, дизайнеров и педагогов изобразительного искусства, в условиях глобализации и цифровизации арт-индустрии. Целью статьи является определение и систематизация основных принципов обучения устной иноязычной речи студентов творческих направлений с учетом специфики их профессиональной подготовки. В качестве методологической основы исследования применяется подход English for Specific Purposes (ESP) – преподавание английского языка для специальных профессиональных целей, позволяющий интегрировать языковую подготовку с потребностями будущей профессиональной деятельности обучающихся. В ходе исследования посредством педагогического наблюдения и анкетирования анализируется эффективность различных методических приемов, оценивается их практическая применимость и выявляются принципы адаптации обучения к профессиональным нуждам студентов. Результаты проведенного анализа и анкетирования подтверждают необходимость акцентирования профессионально ориентированной коммуникации, использования визуальных и проектных методик, а также интеграции ролевых игр и цифровых технологий в образовательный процесс. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе принципов формирования устной коммуникативной компетенции в полилингвальной образовательной среде с учетом профессиональной специфики студентов творческих направлений, что представляет собой научную новизну исследования. Практическая значимость исследования состоит в разработке и предложении авторских методических решений и рекомендаций по оптимизации процесса обучения устной иноязычной речи, способствующих формированию устойчивых коммуникативных навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности выпускников.
Пудовкина О. Е., Чичкина В. Д., Денисова О. Н. Модель формирования методической компетентности будущих учителей начальных классов как драйвер профессионального роста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 116–131. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определена необходимостью обеспечения качественного образования в условиях динамично меняющихся социальных и технологических реалий, что обусловлено обновлением профессионально-педагогической системы с учетом нормативных документов, концептуальных основ реформирования российской школы, согласования профессиональных и образовательных стандартов в вопросах подготовки будущих учителей начальных классов. Целью статьи является разработка модели формирования методической компетентности будущих учителей начальных классов при обучении в образовательной организации как фактора их дальнейшего профессионального роста. Ведущим подходом к исследованию стал теоретический анализ научной литературы, использование которого позволило очертить основные категориально-понятийные контуры феномена по исследуемой теме. Консолидация мнений ученых дала возможность сформировать авторское видение дефиниции «методическая компетентность» учителя начальных классов и разработать модель ее формирования, применение которой в практике обучения позволит в конечном итоге совершенствовать профессиональную компетентность будущего педагога. Основным результатом исследования стала разработанная модель методической компетентности учителя начальных классов, структурно состоящая из блоков: целевой, теоретико-методологический, содержательно-операционный, контрольно-оценочный, результативный. Глубокое понимание современных организационных методик и способов взаимодействия с учениками с учетом их возрастных особенностей позволит будущему педагогу эффективно планировать работу, адекватно реагировать на вызовы современности и тем самым в конечном итоге способствовать гармоничному развитию личности учащегося. Реализация предложенной модели обеспечит сформированность у будущих учителей начальных классов научных, психолого-педагогических, дидактико-методических знаний, умений и их дальнейшее практическое применение в профессиональной деятельности. Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты обогащают понимание компетентности учителя начальных классов в педагогическом образовании, закладывая основу для новых организационных решений и инициатив по ее развитию, создавая базу для совершенствования педагогического образования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что методическая модель представляет четкую стратегию и алгоритм действий для эффективной подготовки будущих учителей начальных классов в образовательном учреждении.
Захарова-Саровская М. В. Адаптация метода сократического диалога к преподаванию иностранного языка в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 105–115. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Возникающие трудности при освоении и преподавании иностранного языка в вузе на современном этапе требуют постоянного осмысления и применения эффективных технологий и методов преподавания, одним из которых является метод сократического диалога. Цель статьи – систематизация опыта по преподаванию иностранного языка в вузе с помощью принципов сократовской педагогики на основе систематизированной для дисциплин гуманитарного цикла практики применения сократического метода. Обзорная часть исследования посвящена рассмотрению формируемых с помощью сократической педагогики компетенций в части мышления, а также уровням сложности использования сократических диалогов на практике, а именно: базовому, логико-гносеологическому, нравственно-этическому. Метод сократического диалога, уходящий корнями в знаменитые «Диалоги» Платона, с помощью наводящих вопросов на основе известного человеку опыта и непротиворечивых утверждений постепенно выводит новое знание как результат диалога, направляющего собеседника к открытию знания в себе. Сократическая педагогика, отчасти пересекаясь с техникой уличной эпистемологии и практической философии, предлагает общие этапы, принципы, техники и стратегии интеграции сократического диалога и сократова вопрошания в преподавание гуманитарных и естественно-научных дисциплин. В связи с отсутствием описания в методической литературе практики применения сократического диалога в преподавании иностранного языка как в школе, так и в вузе предложены практические рекомендации для преподавателей иностранного языка. В статье представлен комплекс упражнений на основе аутентичных видео и текстов на английском языке для вводного этапа применения сократического диалога на занятиях. Предложена серия практических задач и кейсов для основного этапа, а также подборка высказываний на английском языке для начала применения сократической техники в классе. Разработана группировка вопросов на двух языках по цели высказывания с конкретными примерами. Опыт применения практики сократического диалога на занятиях по иностранному языку, помимо познавательной и методической ценности, имеет нравственно-этическую и воспитательную составляющую. Так, в статье представлены описания результатов решения спорных случаев в аудитории. Психологическая адаптация студентов к новому типу обучения, новым требованиям и новым ролям в вузе может быть скорректирована с помощью сократовских вопросов и прояснения занимаемой позиции в аудитории, истоков мышления и причин поведения. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации опыта применения сократовской педагогики в современной высшей школе, практическую ценность для преподавателей представляет репрезентация опыта использования сократической педагогики при изучении иностранного языка.
Шеманаева М. А. Использование комплекса видеоматериалов, разработанных в рамках проекта «По Карелии с иностранцами» как дополнение к школьному учебнику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 92–104. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена изменениями в мировых подходах к обучению английскому языку, где наблюдается сдвиг парадигмы от обучения английскому языку как иностранному языку к обучению английскому языку как языку международного общения. В свете глобального перехода к новой концепции требуется пересмотр ключевых принципов; в частности, на первый план выходит необходимость формирования и развития межкультурной компетенции средствами английского языка, что возможно через подбор соответствующих материалов межкультурной направленности. Одним из существенных недостатков школьных учебно-методических комплексов является отсутствие дополнительных видеоматериалов, которые могли бы актуализировать содержание учебников по английскому языку. Цель исследования – обоснование необходимости разработки видеоматериалов межкультурной и региональной направленности в дополнение к существующим учебно-методическим комплексам по английскому языку и исследование эффективности их использования с целью актуализации содержания УМК. В ходе исследования был разработан и апробирован комплекс видеоматериалов из семи видео с методическими разработками с участием иностранных студентов Петрозаводского государственного университета. В апробации участвовали 110 обучающихся 9–11 х классов и 8 учителей английского языка районных школ Республики Карелия. Результаты исследования показали, что видеоматериалы интересны школьникам и учителям и востребованы ими. Результаты показали, что 98% обучающихся узнали много нового о культурах других стран и отметили их значительное отличие от родной культуры. 100% учителей указали, что апробированные видеоматериалы имеют потенциал формировать положительное отношение к родной культуре, культуре других стран и к изучению английского языка. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости в разработке и использовании видеоматериалов межкультурного содержания в дополнение к школьным учебникам по английскому языку. Результаты исследования являются значимыми практически, так как могут быть использованы для дальнейшей разработки комплекса видеоматериалов для школьных учебников.