Педагогика
Сдобняков В. В. Научно-образовательно-индустриальное партнерство как механизм построения Будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 16–34. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251056.htm
ART 251056
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11056
Просмотров: 553
Статья посвящена актуальной в контексте стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года проблеме развития интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии. Цель статьи – представить модель научно-образовательно-индустриального партнерства как инструмента влияния университета педагогического профиля на социально-экономическое развитие региона на основе новых целей, ценностей, смыслов, технологий, содержательных, организационных, институциональных решений. В качестве методологической основы исследования выбран подход проектирования научно-образовательно-индустриального партнерства как социального механизма, представляющего собой систему взаимосвязанных социальных субъектов, которые сообща функционируют для достижения общей цели. Наиболее адекватной организационной формой реализации данного социального механизма, ориентированного на построение Будущего, является консорциум – проектно-инициативная структура, основанная на принципах децентрализации и нормотворчества. Еще одним базовым методологическим ориентиром выступает категория «Будущее», рассматриваемая в характеристиках нового (шестого) технологического уклада, определяющего принципиально новую организацию социума по сетевому принципу, предполагающую горизонтальное пространственно-временное распределение, максимально расширяющее круг участников разработки и принятия управленческих решений. Результатом исследования стала созданная на основе данных методологических установок модель научно-образовательно-индустриального партнерства Мининского университета в формате консорциума «Самореализация и развитие». Основными характеристиками консорциума являются многосторонность сотрудничества; учет междисциплинарности и межинституциональности в построении структуры консорциума; определение в качестве предмета совместной деятельности реализации стратегического проекта «Самореализация молодежи как основа благополучия региона», вписанного в программу развития вуза, сбалансированное сочетание подходов к выдвижению инициатив в рамках проекта: «сверху вниз» и «снизу вверх», включение цифровой среды. Теоретическая значимость статьи состоит в обосновании модели научно-образовательно-индустриального партнерство, инициируемого и организуемого университетом педагогического профиля в целях обеспечения жизненно-образовательной маршрутизации полноценной социализации и прогрессивного личностного развития каждого человека как субъекта построения передовой национальной инновационной системы. Практическая значимость связана с разработкой, диверсифицированной по специфике функционала участия в консорциуме и содержанию проектного решения структуры научно-образовательно-индустриального партнерства.
Роль формирования культуры здорового образа жизни в контексте валеологического подхода в образовании
Вальтер С. С., Чай Ч. , Добротворская С. Г. Роль формирования культуры здорового образа жизни в контексте валеологического подхода в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251055.htm
ART 251055
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11055
Просмотров: 989
В последние годы наблюдается заметное ухудшение здоровья обучающихся не только российских школ, но и в зарубежном пространстве. Первопричиной динамики является неправильный образ жизни, выражающийся в недостаточной физической активности, неправильном питании и стрессе, вызванном учебной нагрузкой. Существующие меры поддержки и стимулирования здорового образа жизни не показывают должных результатов. Здоровьесберегающий подход в образовании, хотя и имеет потенциал, пока не достиг полной эффективности. Его организационно-методическая база находится в стадии развития и требует адаптации к современным образовательным тенденциям. Кроме того, существует потребность в более четком определении ролей школы и семьи в процессе валеологизации образовательного процесса. Поэтому формирование валеологической культуры, а также модернизация валеологического подхода в образовательных организациях представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему. Цель исследования заключается в анализе значимости формирования валеологической культуры для здоровья обучающихся как фактора устойчивого развития российского общества и выявления эффективных методов формирования культуры здоровья в системе школьного образования. В основе исследования лежат системный, эмпирический и прагматический подходы. Ведущими методами в исследовании являются теоретические (анализ, синтез), эмпирические (анкетирование, сравнение). В ходе исследования проведено анкетирование 96 учащихся средней школы (6–9-е классы) с целью оценки соответствия различных индивидуальных аспектов их образа жизни принципам здорового образа жизни. Результаты показали определенные тенденции в изменении образа жизни учащихся. В частности, среди учеников 6–9-х классов наблюдается снижение двигательной активности, увеличение негативного отношения к рациональному питанию и рост предрасположенности к химическим аддикциям. Эти данные подчеркивают необходимость усиления профилактических мер против нездорового образа жизни и популяризации валеологических знаний среди обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в подготовленной характеристике современного состояния проблемы, что позволит проводить более качественные теоретические исследования, посвященные особенностям формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы педагогами и социальными работниками для проведения профилактической работы и разработки научно-методических рекомендаций.
Ключевые слова:
здоровье, здоровый образ жизни, обучающиеся, образовательная организация, валеологическая культура
Подкладова В. Е. Анализ эффективности интерактивных интернет-технологий при формировании у студентов умения использовать английский язык в сфере туризма в профессиональном общении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 325–342. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251054.htm
ART 251054
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11054
Просмотров: 521
В современном глобализированном мире, где туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, владение английским языком становится критически важным профессиональным навыком для специалистов туристической сферы. Эффективное профессиональное общение на английском языке позволяет расширить возможности для международного сотрудничества, привлечь иностранных туристов и повысить качество обслуживания. Однако традиционные методы обучения языку часто оказываются недостаточно эффективными в подготовке студентов к реальным ситуациям профессионального взаимодействия. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование и внедрение интерактивных интернет-технологий в образовательный процесс, способных моделировать аутентичные ситуации профессионального общения и стимулировать активное использование английского языка. Целью данной статьи является анализ эффективности применения интерактивных интернет-технологий при формировании у студентов умения использовать английский язык в сфере туризма в профессиональном общении. В рамках исследования будут рассмотрены различные подходы к использованию интерактивных платформ, онлайн-симуляторов, виртуальных туров и социальных сетей для развития коммуникативных навыков студентов, анализа речевых стратегий и расширения словарного запаса в контексте профессиональной деятельности в сфере туризма. Ожидаемые результаты включают в себя выявление наиболее эффективных интерактивных методов и инструментов, разработку рекомендаций по их внедрению в учебный процесс, а также оценку влияния использования интерактивных технологий на мотивацию студентов к изучению английского языка и их готовность к профессиональной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний о возможностях применения интерактивных интернет-технологий в языковом образовании, а также в разработке теоретических основ для создания эффективных методик обучения английскому языку для специалистов в сфере туризма. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций и методических материалов преподавателями английского языка в высших учебных заведениях, а также специалистами в области разработки онлайн-курсов и интерактивных учебных пособий для подготовки компетентных и востребованных специалистов для туристической индустрии.
Моторная С. Е., Кондрашихина О. А. Подготовка специалистов с высшим образованием: влияние родительских предписаний на социальные аксиомы в условиях социальной трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 302–324. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251053.htm
ART 251053
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11053
Просмотров: 642
Актуализируется проблема усвоения социальных аксиом в рамках влияния родительских предписаний на динамику их проявления в условиях социальной трансформации. Цель исследования – изучение и обоснование особенностей социальных аксиом «Информационного» и «Нового» поколений и их связи с различными родительскими предписаниями в образовательном пространстве семьи для совершенствования процесса социализации, обусловленного воздействием социальных институтов семьи и школы, социума и достижением на современном этапе развития эффективности и качества образования. Представлен обзор исследований феномена социальных аксиом, установивший, что отечественные и зарубежные ученые в своих трудах охарактеризовали сущность, проанализировали модель социальных аксиом и связь пяти аспектов социальных аксиом: социального цинизма, веры в награду за усилия, веры в возможность контроля судьбы, социальную сложность, духовности/религиозности с такими феноменами, как самооценка, доверие, надежда, локус контроля, преодоление трудностей, благополучие, адаптация. Вопросы, связанные с влиянием родительских предписаний на социальные аксиомы и динамикой от «Информационного» к «Новому» поколению, отечественными и зарубежными учеными не рассматривались. В исследовании используются системный и поколенчатый подходы для анализа взаимосвязи социальных аксиом и родительских предписаний, теоретический анализ литературных источников по проблеме социальных аксиом, динамике поколений, родительским предписаниям, метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика осуществлялась по опроснику «Шкала предписаний П. Дрего»; опроснику социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга (в адаптации А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой). Результаты эмпирического исследования показали наличие многочисленных связей между социальными аксиомами и родительскими предписаниями у представительниц «Информационного» и «Нового» поколений; социальная аксиома «Награда за усилия» явилась доминирующей; преобладают значимые корреляционные связи между духовностью/религиозностью и родительскими предписаниями у представителей обоих поколений при полярном характере вектора корреляции. Полученные результаты могут быть применены для теоретического обоснования и прогнозирования в условиях социальной трансформации увеличения влияния на усвоение социальных аксиом предписаний социальных институтов, а также формирования в образовании адаптационной способности к «скоростному» изменению действительности у детей «Сверхнового» поколения.
Некрасова И. И. Развитие одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 275–301. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251052.htm
ART 251052
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11052
Просмотров: 574
Проблема одарённости интересует человечество ещё с античных времён. За столь долгий срок было предпринято множество попыток объяснения данного феномена. На данный момент существует как минимум десяток концепций и ещё больше определений понятия «одарённость». Однако современная психология и педагогика не пришли к единому мнению в вопросах дефиниции, диагностики, сопровождения и развития одарённости. Развитие одарённости – тренд современного технологического образования. Вопрос национальной безопасности страны, переход к высшему этапу развития постиндустриальной экономики – «экономике знаний», запрос на «успешного» человека – все это обусловливает актуальность исследуемой проблемы. Образовательные учреждения нуждаются в едином комплексном подходе развития одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании, который отвечал бы потребностям каждой конкретной школы. Ориентируясь на государственную значимость проблемы одарённости обучаемого, потребность в реализации всесторонней работы со способными обучающимися и недостаточность методической разработанности, мы обозначили цель данной статьи – разработать комплексный подход к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании. Выявление и развитие одарённости – сложный, многоаспектный и длительный процесс, требующий комплексного подхода к организации специальных психолого-педагогических условий. Работа со способностями обучаемого предполагает психологическое сопровождение, учитывающее его индивидуальные особенности. Данное исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» и МКОУ «Ушьинская СОШ» Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021–2024 годах и было посвящено разработке комплексного подхода к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании в образовательном учреждении, имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретические выводы, сделанные в результате работы, предполагают смещение акцентов в существующем учебном плане в пользу внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ. Они также открывают новые возможности для применения этих программ в будущем. Практические материалы, разработанные в ходе исследования, будут полезны для педагогов школ и организаций дополнительного образования, ведущих работу по развитию способностей обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании как в качестве методического сопровождения, так и в качестве обучающих материалов для повышения квалификации.
Ключевые слова:
одаренность, комплексный подход, развитие одарённости, выявление одаренности, сопровождение одарённости
В. В. Сдобняков