Педагогика

Ноздров П. А. Языковая дифференциация при обучении гуманитарным дисциплинам на иностранном языке учащихся средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 108–124. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема дифференциации в группах со смешанным уровнем владения иностранным языком является одной из наиболее острых в билингвальном образовании. Актуальность работы обосновывается нехваткой практических исследований применения языковой дифференциации в билингвальной образовательной среде, так как значительное количество исследований дифференцированного обучения фокусируется исключительно на неязыковых формах ее применения. Целью написания статьи стало обсуждение положительных результатов применения транслингвации, а также дифференциации целей обучения, которые способствуют преодолению определенных проблем в процессе преподавания гуманитарных дисциплин группам со смешанным уровнем владения иностранным языком. Методология данного исследования включает в себя предметно-языковое интегрированное обучение, лингводидактику и личностно ориентированный подход. Языковая дифференциация в данном исследовании представлена в форме транслингвации. Разработка системы оценивания проведенной опытной работы основана на теориях когнитивного и речевого развития. Экспериментальная часть включает в себя применение стандартизированных тестов и методов математической статистики. Опытная работа, описанная в статье, показала, что большинство проблем, снижающих эффективность обучения, возникало в результате индивидуальных различий обучающихся в уровнях освоения иностранного языка и, соответственно, в их образовательных запросах. Среди основных методов повышения эффективности учебного процесса были выделены языковая дифференциация в форме транслингвации и дифференциация целей обучения, также разделенных на предметный и языковой уровни. Результаты анализа развития предметной компетенции показали, что сочетание различных форм дифференциации, используемых в процессе обучения, способствовало обеспечению устойчивого прогресса в изучении учебного материала у большинства обучающихся как с более высоким, так и с более низким уровнем владения иностранным языком. Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве эффективного применения транслингвации как формы языковой дифференциации обучения. Практическая значимость статьи выражается в описании ряда конкретных проблем, возникающих в группах со смешанным уровнем владения иностранным языком в процессе развития предметной компетенции при обучении на иностранном языке и подборе определенных методов дифференциации, которые помогают решить указанные проблемы и могут эффективно применяться в аналогичных ситуациях другими преподавателями и методистами.
Россель Н. В. Особенности исторического самосознания современной студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 95–107. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Историческое самосознание является одним из качеств личности, определяющих ее зрелость, способность к духовной самоорганизации, к осознанному и критическому восприятию наблюдаемых в жизни событий. Целью статьи стало описание итогов исследования состояния исторического самосознания современной российской студенческой молодежи. Исследование проводилось с помощью системного и функционального подходов, интегративного, корреляционного и других методов. Основным практическим инструментарием стал метод социологического опроса, с помощью которого по анкете, составленной на основе опросника Е. Н. Шестаковой, в 2024 году прошли анкетирование 94 студента Каменского технологического института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова (г. Каменск-Шахтинский, Российская Федерация). Анализу подверглись восприятие студентами истории и своего места в ней, уровень и направленность их интереса к российской истории, гражданственность студентов и другие вопросы, связанные с историческим самосознанием молодых людей. Результаты анкетирования были сопоставлены с полученными в схожем исследовании Е. Н. Шестаковой в 2006 году. Выявлено, что большинство современных молодых людей интересуются вопросами истории, причем этот интерес для современного студента определяется не только внутренним побуждением понять собственную историю и выявить свое место в ней, но и недоверием к официальным публикациям на исторические темы. В то же время возрос интерес студентов к общественной жизни народа как части истории. Кроме того, выявлена потребность молодых людей получать информацию из сферы истории разнообразными формами и методами, в том числе связанными с современными цифровыми технологиями. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия исторического самосознания. Практическая значимость исследования состоит в формулировке методических рекомендаций для преподавания истории в непрофильном (техническом) вузе, в частности, рекомендуется уделять внимание методам анализа ситуации, проблемно-поисковым методам, составлению структурно-логических схем, развитию коммуникативной компетенции и т. д.
Кислякова Е. В. Модели сетевого взаимодействия в высшем образовании: методика оценки совместимости организаций-партнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 79–94. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сетевая форма реализации образовательных программ становится все более распространенной в системе высшего образования, причем в разработку таких программ включаются не только ведущие университеты, но и региональные вузы. В соответствии с федеральными требованиями в реализации сетевой программы могут участвовать несколько организаций, поэтому возникает необходимость разработки модели их взаимодействия. При проектировании конкретной модели сетевого партнерства на первый план обычно выходят внешние факторы, среди которых ведущую роль играют связи университета с другими образовательными и профильными организациями. Между тем эффективное партнерство возможно, если организации совместимы по ряду внутренних параметров, таких как стратегические цели, корпоративная культура, организационная структура и пр. Поэтому рассматриваемая в статье проблема выбора модели сетевого взаимодействия на основе оценки внутренней совместимости партнеров представляется нам актуальной. Целью исследования является разработка методики оценки совместимости партнеров по сетевому договору, позволяющей выбрать наиболее эффективную модель сетевого взаимодействия. В основу данной методики авторами положена методология оценки совместимости экономических партнеров в рамках стратегических альянсов, адаптированная к специфике образовательных организаций. В результате исследования предложена классификация моделей сетевого партнерства, построенная на основе базовых методов взаимодействия между организациями. Выделено три основных типа моделей: линейная, радиальная и иерархическая, представлены их краткие характеристики. Предложена методика количественной оценки совместимости партнеров по сетевому договору, в рамках которой выделены четыре основных критерия совместимости: стратегический, ресурсный, организационный и культурный, для каждого из них определены показатели. Итоговая оценка совместимости представляет собой средневзвешенную экспертную оценку по совокупности критериев, при этом коэффициенты весомости зависят от выбора модели взаимодействия. Предложенная методика прошла апробацию на примере сетевых образовательных программ физико-математического факультета Смоленского государственного университета. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке авторской методики выбора модели сетевого партнерства, построенной на основе комплексной экспертной оценки совместимости организаций-участников, которая может использоваться в дальнейших исследованиях по данной проблематике. Практическая значимость определена перспективами использования разработанной методики при проектировании образовательных программ в сетевом формате.
Булатова Ф. Ф. Социальная адаптация иностранных студентов в условиях цифровизации как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 67–78. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Ускорение процесса интернационализации образования представляет собой общую тенденцию развития высшего образования и общее требование к университетам, в связи с чем страны и университеты по всему миру ежегодно вступают в конкурентную борьбу за учебные миграционные потоки. Кроме этого события прошлых лет (пандемия, переход в дистанционный формат обучения) вызвали необходимость поиска новых форм взаимодействия со студентами из зарубежья, вследствие чего возрос интерес к вопросу образовательного потенциала цифровых средств в целях создания адаптивной среды для иностранных студентов. Выявленная проблема позволила сформулировать цель статьи, заключающуюся в определении особенностей социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации. Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в вопросе социальной адаптации иностранных студентов, в том числе в ключе трансформационных преобразований в образовательной системе, обусловленных цифровизацией. В основе исследования – интегративный подход. В качестве ведущих методов были выбраны теоретические методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, директивных документов; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников, причинно-следственный анализ. В статье выявлены факторы, препятствующие социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации; предложены возможные пути их решения с применением дистанционных средств; определены приоритетные задачи социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Теоретическая значимость состоит в определении роли цифровых средств в организации адаптационных процессов иностранных студентов; выявлении возможностей применения дистанционных средств в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе; определении задач социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть заложены в основу процессной модели социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств; применены преподавательским составом, тьюторами, менторами с целью совершенствования работы с иностранными студентами в образовательной системе вуза.
Агеева Г. Е., Кудряшова Е. Ю. Анализ правовых аспектов запрета использования средств связи в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 49–66. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы настоящего исследования предопределена в первую очередь не так давно случившимся реформированием современной системы школьного образования в виде установления запрета использования различных электронных средств связи в обучении и нуждающимся в общетеоретическом осмыслении. Проблема цифровизации современной системы образования обсуждается научным сообществом уже достаточно давно: подчеркиваются достоинства, обсуждаются риски, выдвигаются предложения. Идеи о необходимости запрета использования мобильных телефонов высказывались также продолжительное время. Однако для установления подобного императивного ограничения требуется не только детальная проработка регулирования, но и предложение процедур внедрения. Цель работы заключается в проведении комплексного анализа законодательных положений вкупе со складывающимся пониманием как собственно необходимости запрета, так и с возможными последствиями закрепленных изменений для подтверждения непродуманности реализации. Для достижения цели изучается, прежде всего, нормативно-правовой массив, которым установлен запрет на использование в процессе обучения мобильных телефонов. В статье проведен анализ мнений как отечественных, так и зарубежных ученых, исследовавших особенности и проблемы процесса цифровизации образовательной деятельности, а также риски злоупотребления обучающимися различными гаджетами. Особое внимание отведено позициям юридического сообщества, которые отмечают некоторую несогласованность правовой регламентации и недостаточную проработку готовности в принципе образовательной системы к подобным запретам. Результаты исследования не только отражают глубокий анализ нормативно-правового материала установленного запрета использования мобильных телефонов обучающимися и теоретических позиций научного сообщества, но и основываются на практической педагогической и юридической деятельности авторов работы. Одним из основных выводов является мнение о наличии ряда проблем вследствие недостаточно глубокой проработки проведенного реформирования и нарушении единства содержания теории и практики применения. В итоге авторами сформулирован ряд предложений, во-первых, для обеспечения запретом телефонов в школах повышения эффективности образовательного процесса, а во-вторых, для снижения его возможных негативных последствий при обучении. Теоретическая значимость исследования состоит в возможности его использования для дальнейшей работы по научному осмыслению запрета или ограничения использования любых цифровых устройств в образовании. Практическая значимость выражается в том, что основные выводы могут быть полезны в образовательной деятельности для разрешения появляющихся проблем.