Педагогика
Боденова О. В. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 259–274. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251051.htm
ART 251051
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11051
Просмотров: 643
В статье представлены результаты изучения развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В науке представлены различные стороны развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945-х гг.: социальная защита детей, организация работы дошкольных учреждений, развитие теории и практики дошкольного воспитания, подготовка кадров воспитателей и др. В зарубежных работах больше внимания уделяется медицинским, социальным и психологическим проблемам детей, пострадавших от военных конфликтов. Актуальность исследования подтверждается тем, что в современных исследованиях недостаточно представлены вопросы теории и практики дошкольного воспитания в РСФСР, освещавшиеся на страницах журнала «Дошкольное воспитание» в период войны. За 1941–1945 гг. в журнале было опубликовано более ста статей по различным проблемам дошкольного воспитания. Однако до настоящего момента они не стали предметом специального обсуждения. Между тем опыт военного времени может быть востребован в современных условиях. Целью исследования стало обобщение опыта воспитания детей дошкольного возраста в годы Великой Отечественной войны, представленного на страницах журнала «Дошкольное воспитание» за 1941–1945 гг. Материалом для исследования выступили статьи журнала «Дошкольное воспитание» (1941–1945). Методологической основой исследования явились принципы историзма и научной объективности. Для всестороннего анализа изучаемой проблемы использовались теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и историко-педагогические (актуализация проблемы, изучение историко-педагогических источников). Автором выделены и описаны факторы развития общественного дошкольного воспитания в годы войны, типы дошкольных учреждений, особенности воспитательной работы детских садов, содержание работы с родителями, вклад воспитателей в дело Великой победы, определена нормативно-правовая база работы дошкольных учреждений. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по проблемам развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в историко-педагогических исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, проектировании задач, направлений развития общественного дошкольного воспитания в современных условиях.
Иванова А. В., Нестерева Н. А. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 245–258. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251050.htm
ART 251050
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11050
Просмотров: 550
Формирование исследовательских умений младших школьников – задача, требующая комплексного подхода, включающая создание благоприятных педагогических условий. Важным аспектом в создании педагогических условий является использование средств педагогического потенциала этнокультурных традиций, которое обогащает образовательный процесс, делая его более разнообразным и увлекательным для детей. Целью данного исследования стало изучение педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, которые представляют собой богатый источник знаний, навыков и ценностей. В ходе исследования решались следующие задачи: выявить и описать педагогические условия, способствующие эффективному развитию исследовательских умений у младших школьников; определить средства педагогического потенциала этнокультурных традиций для формирования исследовательских умений; провести экспериментальное исследование для оценки эффективности применения этнокультурных традиций в образовательном процессе. Выявленные на основе анализа психолого-педагогической литературы педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников, стали основой для организации и проведения опытно-экспериментальной работы. В качестве методов исследования взяты тест М. В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы младших школьников к исследовательской деятельности» и методика оценки практической готовности к исследовательской деятельности младших школьников, разработанная Н. Н. Сандаловой, которая представляет собой комплексный подход, направленный на определение уровня развития исследовательских умений обучающихся младших классов. В ходе эксперимента были разработаны и апробированы инновационные методики, основанные на интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс. Результаты исследования показали, что средства педагогического потенциала этнокультурных традиций способствуют повышению мотивации к исследовательской деятельности, развитию творческого потенциала и формированию исследовательских умений у младших школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий в контексте этнокультурных традиций. Практическая значимость: предложенные методики интеграции этнокультурных традиций могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова:
образование, умения, младший школьник, педагогические условия, этнокультура, формирование, исследовательские умения, условие
Иванова Л. А., Данилова А. М., Суркова Д. Р. Влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 231–244. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251049.htm
ART 251049
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11049
Просмотров: 562
Известно, что регулярная физическая нагрузка благотворно влияет на функциональное развитие всех органов и систем организма человека и положительно воздействует на многие процессы реабилитации после перенесенных заболеваний и лечение болезней. С каждым годом возрастает количество студентов, страдающих диабетом, поэтому проблема изучения влияния физических упражнений на течение заболевания остается актуальной и сегодня. Благодаря специально разработанным методикам, в которых регулярно поддерживаемая физическая активность является очень результативным методом по снижению сахара в крови, можно корректировать процесс протекания сахарного диабета. Цель исследования – выявить влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура», имеющих такое заболевание, как сахарный диабет. В исследовании применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, опросник: краткая форма здоровья SF-36, фотометрический показатель, методы математической статистики. Данная методика была апробирована на студентах, болеющих сахарным диабетом, из трех вузов Самарской области. Выявленное в ходе исследования достоверное снижение уровня сахара в крови у студентов экспериментальной группы подтверждает положительное влияние регулярной физической нагрузки на протекание сахарного диабета. Эксперимент показал, что 58% студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями, наблюдали положительный эффект от физической нагрузки, с большим удовольствием ходили на дополнительные занятия по оздоровительной аэробике. Хронические обострения заболевания и ОРЗ у данной группы наблюдались значительно реже. Авторы делают вывод, что разработанная методика занятий для студентов с сахарным диабетом может применяться в высших учебных заведениях в качестве обучения регулированию уровня сахара в крови, повышения эмоционального фона, а следовательно, и повышения качества жизни студентов. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научного материала по данной теме, определении основных направлений работы педагогов со студентами, имеющими такое заболевание, как сахарный диабет. Практическая значимость определяется в разработке новых методик преподавания АФК в вузах, направленных на индивидуальный прогностический подход в современном образовании.
Авилова М. С., Пронина Е. В. Использование мысленных диаграмм при обучении переводу текстов экономического характера в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 218–230. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251048.htm
ART 251048
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11048
Просмотров: 497
Статья рассматривает возможные преимущества, которые может принести использование мысленных диаграмм в процессе обучения экономическому переводу студентов-экономистов. Актуальность работы выражается в том, что на данный момент методисты и эксперты в области образования находятся в процессе активного поиска способов формирования и углубления широкого ряда компетенций у обучающихся, отвечающих требованиям сегодняшних работодателей на рынке труда. Цель нашего исследования – продемонстрировать, как применение этого инструмента может в значительной степени улучшить результаты перевода материалов институционального дискурса экономики. Посредством метода наблюдения и метода эксперимента нами были определены количественные и качественные преимущества включения составления мысленной диаграммы в процесс подготовки к осуществлению перевода предложенных экономических текстов. Было выявлено, что экспериментальная группа, принявшая участие в нашем эксперименте, допустила в среднем практически вдвое меньше ошибок различного типа при переводе, который был предварен созданием мысленной диаграммы, в то время как контрольная группа продемонстрировала менее четкое понимание материала и больший объем неточностей перевода. В результате нами были сделаны выводы об эффективности использования мысленных диаграмм на занятиях экономическим переводом, выражающейся в большей степени легкости структурирования материала, его запоминания и выявления взаимосвязей между идеями и концепциями, содержащимися в переводимых текстах. Научная новизна исследования отражена в идее использования мысленных диаграмм в отношении перевода экономических текстов: процесс предваряющей перевод подготовки традиционно не включает составление мысленной диаграммы как таковой. Теоретическая значимость работы заключается в идее объединения концепции мысленной диаграммы и возможности большей степени эффективности осуществления переводческой деятельности наряду с развитием когнитивных навыков «высшего порядка», при этом практическая значимость может найти применение при составлении учебных программ и планов обучения иностранному языку и переводу в высших учебных заведениях.
Тестов В. А. Формирование структур математического мышления при обучении математике в цифровую эру // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 204–217. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251047.htm
ART 251047
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11047
Просмотров: 538
В настоящее время в обучении математике в школе на первый план выдвигается задача интеллектуального развития обучающихся, все большую актуальность приобретает развитие у них математического мышления. Целью статьи является анализ тех элементов в процессуально-познавательной стороне содержания обучения математике, которые выступают как мыслительные средства, методы математического познания. Методологической основой исследования являются системный, метапредметный и деятельностный подходы. В результате обучения математике в уме человека формируются структуры, соответствующие выделенным элементам содержания обучения математике, которые в статье называются математическими схемами мышления. К ним относятся логические, алгоритмические, комбинаторные и образно-геометрические когнитивные структуры. В статье дается их характеристика, описывается практический опыт их формирования у школьников. Все эти структуры обладают универсальностью, т. е. они используются независимо от конкретного математического материала, и имеют большое значение не только для обучения, но и для математического творчества. Все рассмотренные схемы математического мышления обладают одной общей характеристикой: их формирование можно осуществить лишь в течение длительного времени, используя сензитивные возможности их развития в каждом возрастном периоде. Проводится теоретический анализ соотношения процессов дифференциации и интеграции таких структур. Показано, что количественно в формировании таких структур должен преобладать процесс интеграции, постепенное, небольшими шагами накопление математических знаний. Однако качественные скачки, прорывы в рождении знаний могут происходить путем дифференциации, с помощью дедуктивного метода. Практическую значимость имеют приведенные в статье рекомендации учителям по формированию различных видов математических схем мышления у школьников разных ступеней обучения. Наибольшее внимание уделено образно-геометрическим схемам мышления и их роли в обучении математике. Отмечено, что большим подспорьем учителю при формировании таких схем мышления в условиях цифрового общества является использование в обучении систем компьютерной математики, которые также помогают при проведении компьютерных экспериментов и в исследовательском обучении.
О. В. Боденова