Педагогика

Боденова О. В. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 259–274. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены результаты изучения развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В науке представлены различные стороны развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945-х гг.: социальная защита детей, организация работы дошкольных учреждений, развитие теории и практики дошкольного воспитания, подготовка кадров воспитателей и др. В зарубежных работах больше внимания уделяется медицинским, социальным и психологическим проблемам детей, пострадавших от военных конфликтов. Актуальность исследования подтверждается тем, что в современных исследованиях недостаточно представлены вопросы теории и практики дошкольного воспитания в РСФСР, освещавшиеся на страницах журнала «Дошкольное воспитание» в период войны. За 1941–1945 гг. в журнале было опубликовано более ста статей по различным проблемам дошкольного воспитания. Однако до настоящего момента они не стали предметом специального обсуждения. Между тем опыт военного времени может быть востребован в современных условиях. Целью исследования стало обобщение опыта воспитания детей дошкольного возраста в годы Великой Отечественной войны, представленного на страницах журнала «Дошкольное воспитание» за 1941–1945 гг. Материалом для исследования выступили статьи журнала «Дошкольное воспитание» (1941–1945). Методологической основой исследования явились принципы историзма и научной объективности. Для всестороннего анализа изучаемой проблемы использовались теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и историко-педагогические (актуализация проблемы, изучение историко-педагогических источников). Автором выделены и описаны факторы развития общественного дошкольного воспитания в годы войны, типы дошкольных учреждений, особенности воспитательной работы детских садов, содержание работы с родителями, вклад воспитателей в дело Великой победы, определена нормативно-правовая база работы дошкольных учреждений. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по проблемам развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в историко-педагогических исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, проектировании задач, направлений развития общественного дошкольного воспитания в современных условиях.
Иванова А. В., Нестерева Н. А. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 245–258. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование исследовательских умений младших школьников – задача, требующая комплексного подхода, включающая создание благоприятных педагогических условий. Важным аспектом в создании педагогических условий является использование средств педагогического потенциала этнокультурных традиций, которое обогащает образовательный процесс, делая его более разнообразным и увлекательным для детей. Целью данного исследования стало изучение педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, которые представляют собой богатый источник знаний, навыков и ценностей. В ходе исследования решались следующие задачи: выявить и описать педагогические условия, способствующие эффективному развитию исследовательских умений у младших школьников; определить средства педагогического потенциала этнокультурных традиций для формирования исследовательских умений; провести экспериментальное исследование для оценки эффективности применения этнокультурных традиций в образовательном процессе. Выявленные на основе анализа психолого-педагогической литературы педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников, стали основой для организации и проведения опытно-экспериментальной работы. В качестве методов исследования взяты тест М. В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы младших школьников к исследовательской деятельности» и методика оценки практической готовности к исследовательской деятельности младших школьников, разработанная Н. Н. Сандаловой, которая представляет собой комплексный подход, направленный на определение уровня развития исследовательских умений обучающихся младших классов. В ходе эксперимента были разработаны и апробированы инновационные методики, основанные на интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс. Результаты исследования показали, что средства педагогического потенциала этнокультурных традиций способствуют повышению мотивации к исследовательской деятельности, развитию творческого потенциала и формированию исследовательских умений у младших школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий в контексте этнокультурных традиций. Практическая значимость: предложенные методики интеграции этнокультурных традиций могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения эффективности образовательного процесса.
Иванова Л. А., Данилова А. М., Суркова Д. Р. Влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 231–244. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Известно, что регулярная физическая нагрузка благотворно влияет на функциональное развитие всех органов и систем организма человека и положительно воздействует на многие процессы реабилитации после перенесенных заболеваний и лечение болезней. С каждым годом возрастает количество студентов, страдающих диабетом, поэтому проблема изучения влияния физических упражнений на течение заболевания остается актуальной и сегодня. Благодаря специально разработанным методикам, в которых регулярно поддерживаемая физическая активность является очень результативным методом по снижению сахара в крови, можно корректировать процесс протекания сахарного диабета. Цель исследования – выявить влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура», имеющих такое заболевание, как сахарный диабет. В исследовании применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, опросник: краткая форма здоровья SF-36, фотометрический показатель, методы математической статистики. Данная методика была апробирована на студентах, болеющих сахарным диабетом, из трех вузов Самарской области. Выявленное в ходе исследования достоверное снижение уровня сахара в крови у студентов экспериментальной группы подтверждает положительное влияние регулярной физической нагрузки на протекание сахарного диабета. Эксперимент показал, что 58% студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями, наблюдали положительный эффект от физической нагрузки, с большим удовольствием ходили на дополнительные занятия по оздоровительной аэробике. Хронические обострения заболевания и ОРЗ у данной группы наблюдались значительно реже. Авторы делают вывод, что разработанная методика занятий для студентов с сахарным диабетом может применяться в высших учебных заведениях в качестве обучения регулированию уровня сахара в крови, повышения эмоционального фона, а следовательно, и повышения качества жизни студентов. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научного материала по данной теме, определении основных направлений работы педагогов со студентами, имеющими такое заболевание, как сахарный диабет. Практическая значимость определяется в разработке новых методик преподавания АФК в вузах, направленных на индивидуальный прогностический подход в современном образовании.
Авилова М. С., Пронина Е. В. Использование мысленных диаграмм при обучении переводу текстов экономического характера в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 218–230. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья рассматривает возможные преимущества, которые может принести использование мысленных диаграмм в процессе обучения экономическому переводу студентов-экономистов. Актуальность работы выражается в том, что на данный момент методисты и эксперты в области образования находятся в процессе активного поиска способов формирования и углубления широкого ряда компетенций у обучающихся, отвечающих требованиям сегодняшних работодателей на рынке труда. Цель нашего исследования – продемонстрировать, как применение этого инструмента может в значительной степени улучшить результаты перевода материалов институционального дискурса экономики. Посредством метода наблюдения и метода эксперимента нами были определены количественные и качественные преимущества включения составления мысленной диаграммы в процесс подготовки к осуществлению перевода предложенных экономических текстов. Было выявлено, что экспериментальная группа, принявшая участие в нашем эксперименте, допустила в среднем практически вдвое меньше ошибок различного типа при переводе, который был предварен созданием мысленной диаграммы, в то время как контрольная группа продемонстрировала менее четкое понимание материала и больший объем неточностей перевода. В результате нами были сделаны выводы об эффективности использования мысленных диаграмм на занятиях экономическим переводом, выражающейся в большей степени легкости структурирования материала, его запоминания и выявления взаимосвязей между идеями и концепциями, содержащимися в переводимых текстах. Научная новизна исследования отражена в идее использования мысленных диаграмм в отношении перевода экономических текстов: процесс предваряющей перевод подготовки традиционно не включает составление мысленной диаграммы как таковой. Теоретическая значимость работы заключается в идее объединения концепции мысленной диаграммы и возможности большей степени эффективности осуществления переводческой деятельности наряду с развитием когнитивных навыков «высшего порядка», при этом практическая значимость может найти применение при составлении учебных программ и планов обучения иностранному языку и переводу в высших учебных заведениях.
Тестов В. А. Формирование структур математического мышления при обучении математике в цифровую эру // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 204–217. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время в обучении математике в школе на первый план выдвигается задача интеллектуального развития обучающихся, все большую актуальность приобретает развитие у них математического мышления. Целью статьи является анализ тех элементов в процессуально-познавательной стороне содержания обучения математике, которые выступают как мыслительные средства, методы математического познания. Методологической основой исследования являются системный, метапредметный и деятельностный подходы. В результате обучения математике в уме человека формируются структуры, соответствующие выделенным элементам содержания обучения математике, которые в статье называются математическими схемами мышления. К ним относятся логические, алгоритмические, комбинаторные и образно-геометрические когнитивные структуры. В статье дается их характеристика, описывается практический опыт их формирования у школьников. Все эти структуры обладают универсальностью, т. е. они используются независимо от конкретного математического материала, и имеют большое значение не только для обучения, но и для математического творчества. Все рассмотренные схемы математического мышления обладают одной общей характеристикой: их формирование можно осуществить лишь в течение длительного времени, используя сензитивные возможности их развития в каждом возрастном периоде. Проводится теоретический анализ соотношения процессов дифференциации и интеграции таких структур. Показано, что количественно в формировании таких структур должен преобладать процесс интеграции, постепенное, небольшими шагами накопление математических знаний. Однако качественные скачки, прорывы в рождении знаний могут происходить путем дифференциации, с помощью дедуктивного метода. Практическую значимость имеют приведенные в статье рекомендации учителям по формированию различных видов математических схем мышления у школьников разных ступеней обучения. Наибольшее внимание уделено образно-геометрическим схемам мышления и их роли в обучении математике. Отмечено, что большим подспорьем учителю при формировании таких схем мышления в условиях цифрового общества является использование в обучении систем компьютерной математики, которые также помогают при проведении компьютерных экспериментов и в исследовательском обучении.