Педагогика

Декина Е. В., Шалагинова К. С. Трудности в обучении и стратегии их преодоления у современных школьников цифрового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241159.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением и анализом причин трудностей в обучении, стратегий их преодоления у современных учащихся. На основе рассмотрения психолого-педагогической литературы проводится анализ понятия трудностей в обучении с исторической и современной точек зрения. Представлены результаты авторской анкеты – первого раздела – изучение трудностей в обучении у подростков и старшеклассников. Раскрываются основные причины их возникновения, пути преодоления школьных проблем в период обучения. Цели исследования: выявить основные категории трудностей, стратегии их преодоления у современных школьников – представителей цифрового поколения в учебе, разработать содержание уроков «PRO умение учиться» для учащихся подросткового и старшего школьного возраста. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области учебной деятельности, педагогической и возрастной психологии. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (анкетирование); методы количественного и качественного анализа. В исследовании приняли участие 1664 подростка и старшеклассника образовательных организаций города Тулы и Тульского региона (5–11 е классы). Диагностическая программа включала авторский опросник, содержащий вводную информацию и три раздела: трудности в обучении, общении и социализации. В данной статье представлен анализ результатов анкетирования подростков и старшеклассников по проблемам трудностей в обучении. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия «трудности», в выявлении особенностей школьной неуспешности современных детей. Новизна публикации связана с разработкой концепции уроков «PRO умение учиться» с использованием инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на преодоление трудностей в обучении. Практическая значимость состоит в том, что полученные опытно-экспериментальные данные и разработанные уроки можно использовать для улучшения предоставления психолого-педагогической помощи учащимся, организации профилактики и коррекции трудностей в обучении. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам, социальным педагогам, советникам по воспитанию, родителям.
Гусева Т. А., Мамырина Н. С., Бессонова А. В. Творческая проектная деятельность как инструмент патриотического воспитания молодежи на примере реализации проекта «ПРОСТО ИСТОРИЯ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 109–124. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241158.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе развития общества не вызывает сомнения, поскольку патриотизм является одной из главных нравственных ценностей личности, что отражается в поступках и действиях человека. При сохранении лучших отечественных традиций образовательных практик сегодня требуются новые эффективные инструменты патриотического воспитания, которые отвечали бы ориентирам российской государственной политики, требованиям инновационной образовательной практики и социальным запросам современной молодежи. Один из таких эффективных инструментов – творческая проектная деятельность, которая стала предметом исследования, представленного в данной статье. Цель статьи – показать опыт реализации патриотического воспитания молодежи через творческий проект «#PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ)», поддержанный Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Ведущие методы в исследовании: проектирование и опросные методы (интервью, мобильные опросы). В статье показаны основные этапы реализации творческого проекта, описывается мобильная выставочная экспозиция и ее цифровой аналог, приводятся данные опроса и интервьюирования участников интенсива и зрителей выставки, а также полученные результаты, выраженные в социально значимом эффекте: в охвате более 10 000 участников из 29 регионов России, Республики Беларусь и Казахстана; в создании готового продукта творческой деятельности (творческого и информационного контента, мобильной выставочной застройки, виртуальной экспозиции, мультимедийного цифрового издания). Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как при теоретическом изучении проблемы формирования патриотизма современной молодежи, так и при организации мероприятий патриотической направленности.
Илакавичус М. Р. Способы оптимизации краткосрочной профессиональной подготовки на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 95–108. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241157.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Социально-экономические условия постиндустриального общества определяют нестабильность рынка труда, что влияет на рост востребованности краткосрочной профессиональной подготовки. Подобные программы реализуют организации формального образования в областях, испытывающих кадровый голод. К ним относятся профессии высокой социальной значимости: младший медицинский персонал, сотрудники органов внутренних дел рядового и младшего начальствующего состава и т. п. Проблема проектирования профессиональной подготовки таких лиц состоит в необходимости научно обоснованной оптимизации процесса обучения в соответствии с идеей, высказанной Ю. К. Бабанским, то есть достижения максимально возможных результатов обучения в области знаний, умений и ценностей профессии при затрате необходимых и достаточных ресурсов. Цель данной статьи – описание варианта ее решения на основании гуманитарно-антропологической методологии. Автором проведен анализ теории и практики проектирования краткосрочной профессиональной подготовки в России и за рубежом, выявлены основные тенденции их развития. Выбранная методология позволяет определить основной способ оптимизации краткосрочного учебно-воспитательного процесса на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Он реализует идею событийной опоры темы как синкретичного конструкта содержания образования, в котором объединены знаниевая и эмоционально-ценностная составляющие новой для обучающихся информации. Событийность сокращает время ее усвоения за счет возникновения впечатлений от культуросообразных норм профессиональной деятельности, их осмысления на основе имеющегося опыта и самоопределения. Представлена последовательность этапов проектирования краткосрочной профессиональной подготовки. Диагностический этап нацелен на сбор и анализ данных, значимых для составления педагогическим работником представлений как о коллективном, так и об индивидуальных субъектах будущего образовательного взаимодействия. Этап структурирования содержания образования предполагает создание событийных опор – аутентичных служебных ситуаций выбора действий на основе ценностей профессии. На третьем этапе осуществляется выбор конкретных методов и форм предъявления событийных опор. Критерии выбора – диалогичность, рефлексивный потенциал. Заключительный этап предполагает создание итогового образовательного продукта (мини-текста, схемы, алгоритма, формулы действия по теме занятия), который будет опорой при актуализации нового знания. К сложностям реализации предложенного варианта проектирования относится наличие у него андрагогической компетенции. Перспектива исследования – выявление путей оптимизации профессиональной подготовки на иных методологических основаниях, с помощью иных способов трансформации содержания, механизмов их сочетания с андрагогическими дидактическими методами.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Разговорная грамматика английского языка: направления исследования и способы обучения студентов языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241156.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение разговорной грамматике носит как практический, так и теоретический характер: необходимость владения разговорным регистром иностранного языка закреплена в предъявляемых требованиях ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, так же как и способность дескриптивно анализировать языковые явления с точки зрения языковых теорий. Кроме академической необходимости владения разговорной грамматикой, очевидна и непосредственно ее практическая роль. Цель исследования – обзор и описание способов обучения студентов языковых специальностей разговорной грамматике английского языка. Предложенные способы являются результатом анализа литературы и авторского педагогического опыта. Приведен анализ англо- и русскоязычных публикаций по теме исследования за 1962–2024 годы. Заделом для расширения исследований разговорной грамматики стал переход на дескриптивное обучение английскому языку и развитие корпусных технологий: становится понятным, что синтаксическая вариативность – результат изменения типа дискурса. Особую актуальность несет изучение разговорной грамматики в стране изучаемого языка, в других случаях акцентируется внимание на активном использовании аутентичных материалов (реклама, подкасты, чат-боты и др.). К основным элементам разговорной грамматики английского языка традиционно относятся опущения, дискурсивные маркеры, маркеры хезитации, вставки, эмфазы, инверсии, маркеры обратной связи и др. Обобщая анализ, можно отметить, что разговорная грамматика может рассматриваться как составляющая прагматической компетенции и имеет высокую теоретическую и практическую значимость в изучении иностранного языка. Научная новизна заключается в анализе и выделении научных приоритетов в изучении разговорной грамматики, а также в обобщении и выделении приемов работы над разговорной грамматикой иностранного языка (английского) у обучающихся языковых специальностей. В выводах авторы резюмируют основные аспекты темы.
Богомолова Е. В., Краснобаев П. И. Сущность, структура и содержание компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 64–79. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241155.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у курсантов военных вузов компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности в связи с тем, что на современном этапе развития Вооруженных сил России все активнее применяются формализованные методы обработки информации и моделирования. Целью исследования является обоснование сущности, структуры, содержания компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, определения критериев и показателей уровня сформированности компонентов данной компетенции. Теоретическую основу исследования составили работы российских и зарубежных исследователей, раскрывающие понятия «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетенция курсанта», труды в области подготовки курсантов и офицеров к применению моделирования. Методологическую базу исследования составляет системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (в нашем случае таким объектом является понятие «компетенция моделирования»). Данный подход позволил на основе анализа научно-педагогической литературы и деятельности офицеров в области применения моделирования в профессиональной деятельности, принципов целостности, иерархичности, системности определить понятие «компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов». Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа понятий «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетентность офицера», «компетенция курсанта», а также изучения деятельности офицеров по моделированию и практическому применению моделей в профессиональной деятельности дано определение компетенции применения моделирования, раскрыта ее сущность и структурный состав, описаны показатели сформированности компонентов компетенции по уровням (низкому, достаточному, повышенному). Теоретическая значимость статьи заключается в расширении авторами научных представлений о компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями военных вузов Российской Федерации в практической деятельности в процессе формирования военно-профессиональной компетентности курсантов.