Педагогика
Кошелева И. Н. Практические аспекты реализации педагогической эмпатии при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 171–186. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241134.htm
ART 241134
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11134
Просмотров: 830
Актуальность исследуемой проблемы продиктована условиями гуманизации в образовательной сфере на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность преподавателей иностранных языков выходит за пределы ключевых компетенций в области педагогики и лингвистики, во главу угла ставится комплексное развитие личности обучающихся и реализация их потенциала. Гуманистическая направленность образовательного процесса отражает тесное взаимодействие «преподаватель – обучающийся», предполагающее взаимное уважение и создание благоприятной среды обучения. Соответственно, одним из важных профессиональных качеств педагога, способствующих повышению эффективности учебного процесса, является эмпатия. Цель статьи заключается в комплексном описании концепта педагогической эмпатии, а также способов ее реализации при обучении английскому языку в неязыковом вузе. Исследование опирается на гуманистический подход к обучению иностранным языкам, предусматривающий формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей, осознание потребностей других людей, а также чуткость к их эмоциям. Кроме этого работа выполнена в русле гипотезы аффективного фильтра С. Крашена, определяющей влияние аффективных факторов на эффективность усвоения материала. Также во внимание принимается теория социального конструктивизма, которая актуализирует социальную природу когнитивного развития. Изучение теоретических аспектов концепта эмпатии позволило выявить природу педагогической эмпатии и определить ее как один из компонентов социально-эмоциональной компетенции педагога. Так, эмпатия преподавателя определяется как комплексная структура, состоящая из когнитивной (основанной на наблюдении), аффективной (базирующейся на опыте) и действенной эмпатии (отражающейся в действиях). Теоретическая значимость исследования заключается в возможности расширения знаний в области изучения концепта эмпатии в преподавательской профессиональной деятельности, позволяющей глубже понять его сущность. Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые представленные стратегии проявления педагогической эмпатии при обучении английскому языку в неязыковом вузе могут применяться в преподавании других дисциплин. Кроме того, описанные теоретические аспекты эмпатии могут составить основу как курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, так и программ с целью оптимизации обучения в контексте среднего и высшего образования с учетом разнообразных потребностей обучающихся.
Зиннатуллина Л. М. Особенности изучения английских фразовых глаголов при помощи цифровых ресурсов на этапе вузовского обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 155–170. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241133.htm
ART 241133
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11133
Просмотров: 867
Сегодня перед изучающими английский язык в официальных учебных заведениях ставится серьезная задача владения языком на уровне образованного носителя языка. Подобное требование влечет за собой необходимость осваивать новые, современные методики образования с учетом психофизиологических особенностей обучающихся всех возрастов. Кроме того, немаловажной составляющей обучения сегодня является мотивированность обучающихся, их вовлеченность в изучение языка, желание использовать и развивать их языковые навыки в дальнейшей профессиональной деятельности. Фразовые глаголы, являющиеся уникальной и важной составляющей английского языка, не присущи русскому языку, что уже вызывает сложности в их изучении. Кроме того, их принадлежность к классу фразеологии и идиоматики влечет за собой дополнительные трудности, связанные с пониманием их семантики, стилистики употребления. Изучение и употребление фразовых глаголов является необходимым условием для обучающегося, стремящегося вывести свой уровень владения языком на уровень носителя языка: их использование делает речь более емкой и вместе с тем экспрессивной, образной и выразительной. Целью данного исследования является анализ существующих методик обучения фразовым глаголам на занятиях по английскому языку и внедрение в существующие традиционные подходы современных цифровых ресурсов, использующих новые приложения, платформы, сервисы. Использование цифровых и компьютерных технологий в образовании сегодня не является новым, но остается остро актуальным и необходимым для успешности роли педагога в учебном процессе. В качестве исследовательского метода нами были использованы методы анализа педагогического опыта, наблюдения, а также анкетирования студентов в ходе экспериментального внедрения авторского курса по обучению фразовым глаголам у студентов I курса неязыковых специальностей. Студентам, разделенным на два потока: экспериментальный и контрольный, были даны дополнительные задания, после чего было проведено финальное тестирование по курсу. Позже им было предложено пройти опрос, позволивший нам оценить наш авторский курс глазами студентов. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшее изучение использования цифровых ресурсов в качестве опоры преподавательской деятельности, могут быть использованы в качестве материалов в дальнейшей исследовательской работе.
Позднякова Е. В. Концептуальные идеи формирования универсальных учебных действий учащихся 5–9 классов при обучении математике в деятельностно-цифровой образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 139–154. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241132.htm
ART 241132
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11132
Просмотров: 904
В современной парадигме школьного образования значимой становится сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих широкую ориентацию школьников как в различных предметных областях, так и в различных видах познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, определяя метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, актуализирует задачу их формирования средствами предметных дисциплин (в том числе и математики). Несмотря на имеющийся большой пласт исследований, затрагивающих структурно-содержательный, процессуально-технологический и диагностический аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий школьников в процессе математической подготовки, недостаточно изучена системная организация обучения математике для интегрированного формирования метапредметных и предметных умений, самоопределения и творческого развития всех категорий обучающихся основной школы; не реализованы в полной мере новые образовательные возможности для развития УУД, которые открываются на основе современных цифровых технологий. Целью статьи является представление основных идей концепции формирования ключевых УУД обучающихся 5–9-х классов в процессе математической подготовки в условиях цифровой трансформации образования. Для достижения поставленной цели был использован комплекс теоретических методов, а также такие методы эмпирического исследования, как педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, применение специализированных компьютерных программ. Ведущими методологическими подходами при построении авторской концепции были выбраны системный (основа научного познания), системно-деятельностный (обеспечивает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных способов деятельности средствами учебного предмета «Математика»), средовый (обеспечивает наличие предметной деятельностно-цифровой образовательной среды), информационный (обеспечивает возможность создания индивидуальных траекторий обучения, применения синхронных и асинхронных технологий и реализации моделей смешанного обучения математике). Ядро педагогической концепции представлено закономерностями и принципами формирования ключевых универсальных учебных действий. На основе определенных методологических подходов, закономерностей и принципов сформулированы ведущие положения концепции, которые являются основой для проектирования модели соответствующей методической системы.
Капустина Л. В., Баканова И. Г., Кошарская Е. В. Гибкие навыки в IT-образовании глазами современных работодателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241131.htm
ART 241131
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11131
Просмотров: 980
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что сегодня большинство учебных планов, предлагаемых в высших учебных заведениях, направлены на развитие жестких навыков у будущих специалистов, отодвигая на второй план формирование гибких навыков в процессе обучения. Если в курсе дисциплин и встречаются отдельные предметы на развитие гибких навыков, то планируются они, как правило, без учета современных запросов работодателей в этой области. Стоит отметить, что сформированные гибкие навыки имеют сегодня первостепенное значение в профессиональной сфере в целом и в IT-области в частности. Цель данного исследования – выявление актуального набора гибких навыков, которые предъявляются кандидатам на соискание должностей в IT-компаниях и делают соискателей конкурентоспособными на рынке труда. Данная работа основана на теоретическом обзоре и анализе отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирического метода исследования было выбрано анкетирование. Научная новизна результатов, в отличие от результатов зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме, представлена в следующих основных положениях: 1) технические знания не всегда способствуют профессиональному успеху в IT-сфере, который во многом зависит от того, насколько специалист умеет сотрудничать, слушать и взаимодействовать с другими для продвижения проекта или решения проблемы в команде; 2) гибкие навыки – это дополнительные ценности будущего IT-специалиста, но только при условии, что он осознаёт, какие конкретно гибкие навыки от него потребуются, и сумеет их открыть и развить; 3) университет способен стать подходящей базой для формирования актуального набора гибких навыков у выпускников. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме формирования гибких навыков у студентов высших учебных заведений, способных улучшить их профессиональную траекторию. Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы выявили и описали актуальный набор гибких навыков, основанный на результатах собеседований, проводимых в различных службах, связанных с процессом найма в российские IT-компании: любопытство и готовность учиться; навык межличностного общения; менталитет, ориентированный на клиента; сотрудничество; способность решать проблемы; адаптивность; расстановка приоритетов; наставничество. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались всесторонним анализом отечественных и зарубежных научных источников по проблеме исследования с учетом основополагающих методологических принципов и использованием методов, соответствующих исследованию.
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 114–124. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241130.htm
ART 241130
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11130
Просмотров: 862
Современные технологии обучения требуют новых навыков от преподавателей, которые они будут способны реализовать в своей профессиональной деятельности. Требования общества, государства и рынка труда регулярно меняются. Однако существуют традиционные методы обучения, которые приобретают новые формы и модификации. Повествование – это традиционная форма обучения, которой владеют преподаватели, учителя, наставники. Через повествование люди всегда передавали свои знания и опыт. Традиционные лекции по-прежнему не теряют своей актуальности, но чаще всего они не способствуют появлению мотивации к обучению студентов. В связи с этим появляется новая форма повествования – сторителлинг, благодаря которой процесс передачи знаний становится наиболее интересным и увлекающим. Рассказывание истории в любом случае подразумевает обратную связь, которая может выражаться в вербальных и невербальных сигналах, а также в форме рефлексии, а обратная связь, в свою очередь, приводит к развитию социального взаимодействия. Целью данной статьи является изучение литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих аспекты сторителлинга в образовании, а также определение уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, анализ готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анкетирование и наблюдение. Основными результатами исследования являются полученные данные анкетирования, подтверждающие, что технология сторителлинга интересна студентам как образовательный метод, а также как метод взаимодействия в управленческой деятельности. В связи с этим сделан вывод о том, что данную технологию необходимо внедрять в учебный процесс высшего образования при подготовке будущих управленцев. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, а также анализом готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе.
И. Н. Кошелева