Педагогика

Фидарова К. К., Гайсина А. Р., Калабекова С. В. Инклюзивное образование: теоретические основы и модели реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 223–236. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251205.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена глобальным стремлением общества к обеспечению равных прав и возможностей в образовании для всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных или культурных особенностей. Инклюзивное образование становится ключевым направлением модернизации образовательных систем во всем мире, что закреплено в международных документах, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов. Вместе с тем, несмотря на нормативную поддержку, практическая реализация инклюзии сталкивается с рядом вызовов, связанных с недостаточной подготовкой педагогов, слабой ресурсной базой и сохраняющимися стереотипами, что делает необходимым углубленный теоретический анализ основ и моделей ее функционирования. Цель статьи – систематизировать теоретические основы инклюзивного образования и проанализировать ведущие модели его реализации в мировой и отечественной практике. Исследование опирается на теоретические подходы, включая социально-культурную теорию Л. С. Выготского, концепцию универсального дизайна обучения (UDL), теорию множественных интеллектов Г. Гарднера и социальную модель инвалидности, а также методы контент-анализа, сравнительного анализа и синтеза научной литературы. Основные результаты исследования включают выявление ключевых принципов инклюзивного образования – доступности, индивидуализации, участия и уважения к разнообразию; классификацию международных моделей (финская, американская, британская) и их сравнение с российской практикой; выделение факторов эффективности, таких как государственная поддержка, профессиональная подготовка педагогов и формирование инклюзивной культуры в школе. Показано, что успех инклюзии зависит не столько от наличия специальных программ, сколько от системного подхода, объединяющего законодательство, кадровое обеспечение и изменение ценностных установок. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном осмыслении инклюзивного образования как педагогической философии, а не только организационной формы. Практическая значимость состоит в выработке рекомендаций по адаптации лучших международных практик в условиях российской системы образования. Научная новизна исследования заключается в интеграции разнородных теоретических концепций в единую аналитическую рамку и проведении детального сравнительного анализа моделей инклюзии с акцентом на переносимые элементы для стран с переходной системой образования.
Галимуллина Н. М., Зайнуллина Г. И. Развитие навыков деловых коммуникаций как универсальной компетенции обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 205–222. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251204.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный профессионал вне зависимости от того, в какой сфере он будет трудиться, должен совмещать в себе целый комплекс компетенций как узкопрофессиональных, так и надпрофессиональных, универсальных, так называемых гибких навыков. Будущего работника, помимо глубокой профессиональной подготовки, следует обучить правилам и принципам коммуникации с коллегами, руководителями, подчиненными как представителями внутренней аудитории, партнерами, инвесторами, представителями государственных регулирующих органов как внешними группами организации. Безусловно, освоение этих навыков наиболее успешно проходит в рамках реального взаимодействия и передачи информации в ходе производственных практик, но определенную базу деловых коммуникаций можно получить в ходе освоения специализированных дисциплин в соответствии с утвержденными учебными планами основных образовательных программ. Это обусловливает актуальность рассмотрения опыта формирования навыков деловой коммуникации в системе высшего образования. Целью данного исследования является анализ особенностей развития навыков деловой коммуникации среди обучающихся в разрезе педагогического дизайна, с одной стороны, и восприятия студентами дидактических единиц, предусмотренных рабочей программой дисциплины, – с другой. Эмпирическую базу работы составили студенческие эссе как средство текущего контроля по дисциплине «Деловые коммуникации». Методология исследования – статистический анализ распределения тем эссе по дисциплине «Деловые коммуникации», выбранных обучающимися Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева – КАИ. Статистическая обработка полученных данных позволила сделать вывод об особой востребованности у студентов тем, связанных со спецификой коммуникативного взаимодействия с лицами с инвалидностью (31%), общими вопросами коммуникации как процесса в профессиональной сфере (26%), самопрезентации в рамках трудоустройства (24%). Теоретическая значимость исследования заключается в углубленной характеристике эссе как педагогического средства изучения основных вопросов коммуникаций в профессиональной сфере в формате самостоятельной работы студента. Полученные данные необходимо учитывать для повышения эффективности преподавания дисциплины с помощью уделения большего внимания темам, вызывающим интерес у обучающихся в силу актуальности или недостаточной освещенности на данный момент.
Пугачева О. А. Модель виртуального наставничества как условия сопровождения профессионального самоопределения молодого специалиста в музыкальном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 185–204. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251203.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальной проблеме сопровождения профессионального самоопределения молодых специалистов в сфере музыкального образования. В условиях меняющихся требований к современному педагогу и сложностей, возникающих на начальном этапе педагогической деятельности, поддержка начинающих преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств приобретает особую значимость. В статье рассматриваются условия эффективной организации процесса поддержки молодых специалистов посредством реализации модели виртуального наставничества, которая предполагает выявление личностных сильных сторон, определение индивидуальных потребностей, разработку персонализированного образовательного маршрута с поэтапным планированием мероприятий, использованием различных форм взаимодействия и применением методов диагностики для оценки прогресса. Статья также направлена на выявление ряда преимуществ и ограничений виртуального наставничества в сравнении с традиционным, а также на обоснование перспектив его использования для инновационного развития методической и образовательной деятельности в целом. Результаты экспериментальной деятельности показали значительное изменение активности и эффективности педагогической деятельности молодых специалистов, усиление вовлеченности их учеников в образовательный процесс, рост авторитета молодых специалистов у учащихся, их родителей и коллег. Кроме того, большинство участников фокус-группы расширили круг своих профессиональных навыков, видов профессиональной деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что проведенное исследование расширяет научные представления об условиях внедрения виртуального наставничества в музыкальном образовании с учетом инновационных подходов. Практическая значимость подтверждается эмпирической базой исследования, полученной в процессе анализа эффективности внедрения модели виртуального наставничества молодого специалиста в музыкальном образовании, по итогам которой были достигнуты следующие результаты: определена специфика виртуального наставничества, выявлена совокупность инструментов, условий, обозначены возможные виды мероприятий, которые позволят сделать взаимодействие наставника и молодого специалиста в музыкальном образовании эффективным и продуктивным. Данный успешный опыт виртуального наставничества расширяет возможности методической, образовательной деятельности преподавателей, дает перспективу поиска новых форм взаимодействия не только в рамках наставничества, но и в работе со студентами, учащимися, коллегами.
Воронова А. А., Сень Е. А. Готовность педагога к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 170–184. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251202.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях активной цифровизации образования особое значение приобретает взаимодействие педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность цифровой социализации детей и подростков, выделяют ее особенности, ее компоненты, педагогические аспекты ее осуществления на практике. Цель данной статьи – выявление готовности педагога к данному взаимодействию согласно аспектам, выделенным на этапе теоретического изучения проблемы на основе анализа отечественных и зарубежных источников. В исследовании используется системный подход, позволяющий изучать явления педагогической практики как системы, состоящие из различных компонентов, взаимосвязанных между собой. Среди методов исследования используются анализ, обобщение и систематизация результатов теоретического изучения проблемы, а также опрос, направленный на выявление разных сторон готовности педагогов к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Метод опроса был выбран как наиболее эффективный способ получения репрезентативных данных о реальной педагогической практике обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях РФ. На основе анализа результатов опроса педагогов разных российских регионов в статье представляются актуальные вопросы взаимодействия учителей и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это и организационно-методические вопросы, и вопросы содержательные. Результаты исследования показали, что важными факторами, препятствующими успешной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выступают недостаточная компетентность педагогов в области цифровой социализации и отсутствие систематичной работы, направленной на информирование родителей по вопросам цифрового воспитания и обучения. Теоретическая значимость статьи раскрывается в линиях обобщения актуальных аспектов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам цифровой социализации, уточнения значимых сторон этого взаимодействия в настоящее время. Практическая значимость результатов исследования, представленных в статье, заключается в определении векторов выстраивания взаимодействия педагогов и родителей для организации эффективной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные будут полезны учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработчикам курсов повышения квалификации, ученым, проводящим исследования в направлении профессионального развития учителей.
Рерке В. И., Бубнова И. С. Критерии и показатели проявления информационно-психологической безопасности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 149–169. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251201.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Создание информационно-психологической безопасности обучающихся – одна из важных задач общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации и внедрения технических новшеств в сферу образования, где каждый субъект имеет безграничные возможности в получении и использовании информации в интернет-пространстве. Сказанное побудило провести исследование с целью установления критериев и показателей проявления информационно-психологической безопасности обучающихся. Исследование проведено на основе методологических подходов (культурно-исторического, личностно ориентированного, комплексного) и принципов (научности, результативности, учета индивидуальных особенностей, систематичности, последовательности). Экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 44» г. Иркутска (N = 60). Установлены критерии проявления информационно-психологической безопасности: критическое мышление, ассертивность, локус контроля, помехоустойчивость. В практической части исследования проанализированы основные показатели информационно-психологической безопасности обучающихся: способность определять информационно-психологическое воздействие и противостоять ему; самоуважение, низкая восприимчивость к влиянию социума; уверенность; аргументированное обоснование собственных успехов и неудач от внутренних и внешних факторов; умение определять информационно-психологическое воздействие и самостоятельно выбирать стратегию поведения. Определен уровень информационно-психологической безопасности обучающихся. На основании полученных данных составлена программа развития информационно-психологической безопасности подростков. Представлена структура развития информационно-психологической безопасности, которая включает блоки работы с потребностно-мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами. Результаты исследования были обработаны с помощью применения критерия φ* Фишера. Доказана эффективность реализации данной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в концептуальном обосновании информационно-психологической безопасности обучающихся. С практической точки зрения статья представляет интерес для исследователей сферы образования, учителей, классных руководителей и представителей управленческого звена в контексте развития информационно-психологической безопасности обучающихся.