Педагогика

Киреева И. А., Приданова М. В., Лю Ч. Ю. Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 151–166. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251025.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность изучения русского языка как иностранного в Китае проявляется в растущем числе студентов, выбирающих его в качестве второго иностранного языка. Кроме того, освоение русского языка дает возможность лучше понимать историю, культуру и традиции России – страны, с которой у Китая длительные исторические, экономические и политические связи. Интернет-платформы и приложения для изучения иностранных языков предлагают разнообразные ресурсы и возможности для студентов, которые могут выбирать и настраивать свою собственную программу обучения. Технологии видеосвязи и интернет-конференций позволяют студентам общаться и обучаться практически с любой точки мира. Технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному имеют большой потенциал для развития и привлечения еще большего числа студентов. Цель статьи – проанализировать актуальность, перспективы и технологические тренды в изучении русского языка как иностранного в Китае, показав роль онлайн-платформ и приложений в обучении. В статье определены ряд подходов, взятых за основу проведенного исследования: анализ актуальности вопроса (оценка интереса китайских студентов к изучению русского языка, связанная с ростом экономической и политической роли Китая и усилением российско-китайских связей); определение перспектив (оценка потенциала развития обучения русскому языку в Китае, обусловленного развитием современных технологий); выделение технологических трендов; сравнение эффективности онлайн- и офлайн-методов обучения с выводом о преимуществе комбинированного подхода. В целом исследование использует описательный подход, основанный на анализе данных о распространенности и эффективности различных методов обучения русскому языку в Китае. Основные результаты статьи включают в себя выводы о том, что приложения и онлайн-платформы революционизируют изучение русского языка китайскими студентами. Приложения предлагают интерактивные уроки, персонализированные рекомендации и доступ к разнообразным учебным материалам, позволяя учиться в любое время и в любом месте. Онлайн-платформы предоставляют вебинары, курсы и индивидуальные занятия с преподавателями, а также возможность записи и повторного просмотра уроков. В статье описываются перспективы и проблемы внедрения технологических инноваций в обучение русскому языку как иностранному в Китае. Теоретическое применение результатов исследования заключается в обосновании эффективности использования современных технологий (мобильные приложения, онлайн-платформы, WeChat) в обучении русскому языку как иностранному. Исследование затрагивает культурные аспекты, показывая, как выбор онлайн-ресурсов и приложений обусловлен культурными предпочтениями и привычками китайских студентов. Это вносит вклад в понимание влияния культуры на процесс обучения. Практическое применение выводов статьи возможно при разработке онлайн-курсов по русскому языку, ориентированных на китайских студентов, с учетом специфики их потребностей и предпочтений, а также для повышения квалификации преподавателей русского языка, работающих с китайскими студентами.
Потапчук С. В., Рокицкая Ю. А., Чепышко О. В. Аксиологические дефициты профессионального развития педагогов в образовательном пространстве специального (коррекционного) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 135–150. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251024.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность продиктована высокой практической значимостью исследования аксиологических аспектов проблемы дефицитов профессионального развития педагогов в целях прогнозирования и устранения рисков их деквалификации в образовательном пространстве специального (коррекционного) образовательного учреждения и фрагментарностью ее изученности. Цель статьи – теоретически обосновать, выявить и обсудить результаты исследования аксиологических дефицитов профессионального развития педагогов. Аксиологический подход применительно к профессиональному развитию педагогов дает возможность фокусировать внимание на внутренней ценностно-смысловой детерминации этого процесса, разворачивающегося в самообразовании, самопознании, совершенствовании себя, своего внутреннего мира, личных качеств и профессиональных компетенций. Теоретический анализ проблемы позволил установить, что аксиологический дефицит профессионального развития педагогов проявляется в отсутствии в иерархии ценностей педагогов ориентаций на непрерывное развитие профессиональных компетенций при доминировании ценностей, ограничивающих субъективную вовлеченность педагога в процессы профессионального развития. В ходе эмпирического исследования были выявлены и проанализированы аксиологические дефициты профессионального развития педагогов коррекционной школы, нашедшие выражение в отвержении педагогами ценностных ориентаций на общественное признание и творчество, а также индифферентном отношении к ценностям продуктивной жизни, развития и познания. Установлены и интерпретированы корреляционные взаимосвязи между показателями ценностных ориентаций и факторами профессионального развития педагогов. Полученные результаты позволяют заключить, что профессиональное развитие педагога опосредовано его ценностными ориентациями, которые определяют направленность, содержательность и устойчивость этого процесса. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в развитии научных представлений в вопросах феноменологии и структурно-содержательного анализа профессионального развития педагогов и его дефицитов, имеющих аксиологическую природу. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике работы руководителей образовательных организаций и руководителей школьных методических объединений при планировании индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников.
Осипчукова Е. В. Компоненты и содержание модели обучения подготовке грантовых заявок как механизма повышения социальной ответственности молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 110–134. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251023.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современный период развития России особую значимость приобретает изучение методов и механизмов повышения социальной ответственности молодежи как части общества, способной положительно повлиять на разрешение социальных и экономических кризисов. Одним из механизмов выражения социальной активности и ответственности является реализация социальных проектов. В России учреждено множество грантовых конкурсов как от государственных, так и от частных фондов, организаций. Однако активность молодежи в грантовых конкурсах недостаточно высока. Автором статьи исследованы возможные мотивы участия молодежи в грантовых конкурсах для получения поддержки социальных проектов и определено, что одним из стагнирующих факторов является невысокое качество обучения разработке грантовых заявок. Целью статьи является разработка модели обучения подготовке грантовых заявок и ее компонентов как механизма повышения социальной ответственности молодежи. В рамках исследовательской работы использованы методы анализа данных и документов, компиляции, классификации, обобщения, методы социологических исследований и анализа статистической информации. Теоретической базой исследования являются философские теории, а также материалы научных исследований по таким темам, как социокультурные особенности молодежной аудитории, технологии формирования социальной активности и ответственности, причины низкой социальной активности, методы оценки социальной активности, современные методы образовательных технологий. В результате исследовательской работы представлены подходы ученых к трактовке понятия «социальная ответственность», а также философские учения о природе социальной ответственности человека; содержание модели обучения подготовке грантовых заявок, в том числе ее компонентов (нормативно-методического, кадрового, содержательного и оценочного), принципы, направления педагогической работы, методы обучения, подходы к оценке результата. Теоретическую значимость исследования представляет научно обоснованное моделирование педагогического процесса, анализ современных программ обучения подготовке грантовых заявок. Практическая значимость заключается в разработке содержания компонентов модели обучения, что может быть использовано педагогами, экспертами грантовых конкурсов, организациями различного типа, занимающимися работой с молодежью в направлениях поддержки грантовой активности и развития социальной ответственности.
Костикова Л. П., Есенина Н. Е., Ольков А. С. Искусственный интеллект в образовательном процессе современного университета: результаты опроса студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 93–109. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе современного университета является одним из важнейших направлений совершенствования цифровой образовательной среды вуза. Авторы выдвигают гипотезу о стремлении студентов к использованию во всех возможных случаях средств ИИ как в учебной, так и в научной деятельности. Цель исследования – выявить мнение студентов об использовании ИИ в учебной и научно-исследовательской деятельности в университете. В ходе исследования применялись теоретические методы, заключавшиеся в анализе и систематизации положений отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы были реализованы в процессе проведения онлайн-опроса студентов технического вуза – Рязанского государственного радиотехнического университета имени В. Ф. Уткина. В опросе приняли участие 537 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и старше, 70% из них были мужского пола и 30% – женского. Выявлено, что на данный момент студенты активно используют ChatGPT в образовательной деятельности, но делают это очень аккуратно и осмотрительно. Есть понимание, что ИИ может ошибаться, передавать субъективность, предвзятость и неточность из текстов различных авторов. В заключение делается вывод о том, что использование нейросетей и технологий ИИ является стратегическим направлением развития образовательного процесса в современных университетах. Новизна исследования заключается в том, что на основе анализа научных трудов российских и зарубежных авторов, материалов опроса обучающихся и своего собственного опыта авторами была выявлена дидактическая значимость более активного развития у студентов аналитического и критического мышления; определены направления их обучения корректным способам взаимодействия с ИИ в учебной и научной деятельности; обоснована необходимость развития цифровой дидактики применительно к уровню высшего образования. Теоретическая значимость состоит в обогащении теории профессионального образования в части разработки комплекса вопросов для выявления отношения студентов к использованию нейросетей и технологий ИИ и в предоставлении академической общественности анализа результатов опроса студентов. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования в процессе работы со студентами университета для разработки цифровой дидактики с целью дальнейшего углубления и расширения возможностей использования нейросетей и технологий ИИ, для объяснения студентам правомерности использования новейших технологий.
Унарова В. Я. Читательская грамотность обучающихся-билингвов: контекстное исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 76–92. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на родном (якутском) и русском языках. Актуальность исследования обусловлена в первую очередь значимостью успешного становления читательских умений у младших школьников как базового результата образовательной деятельности и компонента функциональной грамотности, а также отсутствием актуальных данных о состоянии читательской деятельности на двух языках и методик ее диагностики на современном этапе развития билингвального образования в Республике Саха (Якутия). Цель исследования – описать современное состояние читательской деятельности на якутском и русском языках и разработать материалы диагностики качества читательской грамотности у детей-билингвов. Методологическую основу исследования составляют ситуационный, компетентностный и эмпирический подходы; проведено педагогическое наблюдение в городских и сельских школах, контекстное анкетирование трех целевых групп (учителей начальных классов, родителей младших школьников и обучающихся 1–4-х классов якутских школ), по-новому интерпретированы в аспекте читательских умений результаты прошлых исследований по теме билингвального образования, изучены международные методики измерения читательской грамотности у младших школьников и отдельные методические разработки. В результате исследования получены эмпирические данные, в том числе в сравнительно-сопоставительном аспекте, о современном состоянии читательской деятельности младших школьников на двух языках и разработаны диагностические материалы, предназначенные для выявления качества читательской грамотности на родном и русском языках. Автор пришел к выводу, что диагностические материалы требуют продолжительной экспериментальной проверки, апробации в начальной школе с якутским языком обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации методологических и лингводидактических основ формирования читательской грамотности у обучающихся-билингвов. Практическая значимость определена перспективами дальнейшего применения учителями в образовательной деятельности якутских школ методических рекомендаций и учебно практических материалов по формированию у младших школьников читательской грамотности на языке саха.