Педагогика
Корнилова К. А., Трубецкая О. В. Финансовая грамотность населения и исследование ее уровня на примере Самарской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 62–75. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251005.htm
ART 251005
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11005
Просмотров: 626
Формирование финансовой грамотности населения является одной из первостепенных задач современного государства. Российские и зарубежные ученые доказали, что развитые финансовые компетенции способствуют развитию банковской и финансовой системы страны, влияют на размер сбережений у граждан, снижают степень неопределенности и риска на фондовом рынке и в конечном счете приводят к росту доходов населения и их благополучия. Цель настоящего исследования состоит в изучении состояния финансовой грамотности населения на примере Самарской области и выработке рекомендаций для осуществления проведения дальнейших мероприятий по ее повышению. Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования, как анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение и др. В статье представлены ведущие подходы к определению финансовой грамотности, обоснована зависимость между поступательным экономическим ростом и высоким уровнем сформированности финансовых знаний и умений у населения. Показано на примере Самарской области, что в рамках выполнения Стратегии повышения финансовой грамотности осуществлялось формирование финансовых знаний и умений, преимущественно у школьников, что говорит о нарушении непрерывности финансового образования граждан и в конечном итоге негативно сказывается на уровне экономического развития региона. Технический прогресс существенно меняет ситуацию по всему миру и влияет на рынок труда и производительность, как указано в отчете российского офиса Всемирного банка «Российская Федерация. Новые навыки для нового века: региональная политика». Развитие таких когнитивных навыков, как решение сложных задач, а также социально-поведенческих, включающих командную работу, и сочетание компетенций, способствующих адаптивности (например, логическое финансовое мышление и уверенность в собственных силах, в том числе экономических), становится все более актуальным для успешного участия в трудовой деятельности и расширения карьерных возможностей, отмечается в отчете. Многие страны начинают улучшать свои образовательные системы, корректируя их под современные требования к обучению этим навыкам. Необходимые изменения касаются всех уровней образования, включая дошкольное. Россия входит в число 25 стран мира с высокими показателями в математике, чтении и естественных науках, но отстает в освоении навыков XXI века. Это отставание необходимо преодолеть, поскольку развитие таких навыков определит конкурентоспособность российской рабочей силы в будущем. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных подходов к категории «финансовая грамотность» как российских, так и зарубежных ученых. Практическая значимость исследования выражена в разработке рекомендаций по направлениям дальнейшего обучения финансовой грамотности отдельных категорий населения на примере Самарской области.
Силюхин Д. Г., Капустина Л. В. Технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 49–61. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251004.htm
ART 251004
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11004
Просмотров: 693
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что педагогам сегодня предъявляется ряд обновленных требований, таких как овладение навыками использования репрезентативных технологий для создания и дальнейшего продвижения своего персонального бренда. Если рассматривать личный бренд педагога как образ, формирующийся на основе его профессиональной деятельности, личных качеств, ценностей и умений, а также как сочетание профессионального имиджа и личных характеристик, делающих его уникальным и узнаваемым в образовательной среде, то социальные сети являются эффективным инструментом для самобрендинга. Целью данного исследования является разработка технологии создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза. В качестве эмпирического метода исследования было выбрано анкетирование, проведенное на базе ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет». В результате проведенного исследования была создана технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза, включающая в себя 10 этапов: определение идеи персонального бренда и ориентация на определенную аудиторию; разработка концепции персонального бренда преподавателя; создание уникального образа в профессиональной сфере; разработка требований к фирменному стилю персонального бренда преподавателя; создание фирменного стиля и атрибутики; выявление онлайн-платформ для продвижения; анализ восприятия потребителями контента; анализ конкурентов; выявление и анализ образовательных форм и методов работы, которые используются отечественными и зарубежными специалистами; сверка выполнения показателей, которых хотелось достичь, создавая и продвигая свой персональный. Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний по проблеме формирования персонального бренда педагога с учетом современной интерактивной образовательной среды. Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы описали технологию создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза, состоящую из 10 этапов. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались всесторонним анализом отечественных и зарубежных научных источников по проблеме исследования с учетом основополагающих методологических принципов и использованием методов, соответствующих исследованию. Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная авторами исследования технология позволяет формировать и улучшать самобрендинг преподавателя вуза для его адекватной, позитивной и эффективной оценки со стороны работодателей, студентов и коллег.
Ключевые слова:
высшее образование, интернет, преподаватель, интерактивность, персональный бренд, самобрендинг
Семенова В. Г., Жарина О. А., Семенова В. А. Педагогическая технология «Дары Фрёбеля» и концепция ТРИЗ-образования в контексте современных подходов к организации обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 35–48. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251003.htm
ART 251003
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11003
Просмотров: 838
Тема статьи предполагает обращение к педагогическому наследию Фрёбеля, а также теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. Альтшуллера с целью их адаптации к новым моделям обучения, в том числе на уроках иностранного языка. Обе эти технологии еще не приспособлены под предмет «иностранный язык» в начальной школе, что и обусловливает актуальность и новизну нашего исследования. Цель статьи – показать систему работы на уроках английского языка детей младшего школьного возраста, основанную на концептуальных положениях «Даров Фрёбеля» и технологии ТРИЗ-обучения, которые базируются на формировании творческого мышления младших школьников. Педагогическая реинновация позволит переосмыслить уникальный прошлый опыт и приспособить его к новым принципам образования. Ценность этих двух технологий заключается в том, что они дают возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Их объединяет новаторство и личностно ориентированная модель образования. Это выражается в системе проведения занятий, методах и приемах работы, главная цель которых – принцип творческого обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в адаптации классических педагогических концепций Фридриха Фрёбеля и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера к современным образовательным реалиям. В статье представлен синтез этих концепций, которые объединяют подходы к развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения иностранным языкам. Важным вкладом является обоснование актуальности старых теорий в эпоху информационных технологий, что доказывает жизнеспособность педагогического наследия Фрёбеля и его возможности стимулировать креативное мышление учащихся, что имеет теоретическую ценность для последующих исследований в области педагогики и психологии творчества. Кроме того, теоретически значимо то, что ТРИЗ, традиционно применяемая в технических науках, в данной работе рассматривается как инструмент для формирования дивергентного мышления и в области языкового образования. Практическая значимость статьи проявляется в предложенной методике использования «Даров Фрёбеля» и элементов ТРИЗ на уроках иностранного языка в начальной школе. В статье приведены примеры конкретных упражнений, которые помогают развивать у детей не только лексико-грамматические навыки, но и креативные способности. Практические результаты исследования показывают, что использование межпредметной интеграции и игровых методик повышает интерес младших школьников к обучению и способствует лучшему усвоению учебного материала, а также формированию навыков решения творческих задач, что может быть полезно педагогам для разработки эффективных образовательных программ.
Пашковская Н. Д., Киреева И. А., Лю Ч. Ю. Методические приемы в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному с применением инструментов искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 21–34. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251002.htm
ART 251002
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11002
Просмотров: 780
В современном мире обучение иностранным языкам становится все более востребованным, особенно среди студентов из Китая, стремящихся расширить свои знания и культурный кругозор. Однако преподавание русского языка как иностранного может представлять определенные трудности из-за различий в грамматике, лексике и звуковой системе по сравнению с китайским языком. Китай и Россия имеют долгую историю взаимодействия как с политической и экономической, так и культурной точек зрения. Поэтому знание русского языка для китайцев может стать ключом к расширению возможностей для сотрудничества и понимания друг друга. Интерес к изучению русского языка у иностранных студентов также обусловлен стремлением к получению образования в российских учебных заведениях, участием в международных проектах, а также развитием туризма между двумя странами. Благодаря все более активным экономическим связям между Китаем и Россией знание русского языка открывает двери к новым возможностям в бизнесе и карьерном росте для китайских специалистов. Авторы представляют некоторые методические приемы, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции китайских студентов. Применение инструментов искусственного интеллекта позволяет улучшить процесс обучения иностранному языку, особенно когда речь идет о таких специфичных категориях обучающихся, как студенты из Китая. Важным методическим приемом является использование интерактивных онлайн платформ, виртуальной и дополненной реальности для обучения. С помощью таких способов организации учебного процесса студенты могут не только изучать русский язык в удобное время и подходящем темпе, но и получать обратную связь от искусственного интеллекта о своих успехах и ошибках. Это позволяет обучающимся сразу видеть результаты своего обучения и корректировать свои действия. Целью статьи является исследование применения разных методических приемов в практике преподавания русского языка как иностранного китайским студентам с применением технологий искусственного интеллекта. Основные результаты исследования показали, что рассмотренные методы позволяют студентам КНР более активно включаться в учебный процесс, развивать свою творческую и познавательную активность. Использование искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам позволяет эффективно отслеживать прогресс каждого студента и адаптировать учебные материалы в соответствии с его потребностями. Регулярный анализ данных помогает определить индивидуальные слабые места и сильные стороны каждого обучающегося, что способствует более точной настройке траектории образовательного процесса. Таким образом, применение технологий искусственного интеллекта в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному позволяет эффективно выстраивать учебный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями студентов и улучшать их результаты в изучении русского языка.
Шендеровская Н. С. Влияние идей А. С. Макаренко на образ педагогических отношений в школах Японии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 1–20. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251001.htm
ART 251001
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11001
Просмотров: 960
Антон Семенович Макаренко во многом определил направление развития педагогической мысли в СССР и оказал влияние на педагогику других стран. Его труды посвящены трудовому воспитанию в коллективе, организации трудового и эстетического воспитания и развитию сознательной дисциплины. Несмотря на то что его деятельность относится к уже ушедшему в прошлое столетию, его идеи по-прежнему находят отклик у современных педагогов разных стран и остаются актуальными в современных реалиях, где экономический успех страны напрямую связан с качеством образования. Одной из стран, экономические успехи которой обратили на себя всеобщее внимание, является Япония. Цель данной статьи – получение представления о том, какой вклад идеи А. С. Макаренко внесли в формирование образа педагогических отношений в школах Японии. Ведущими подходами к исследованию данной темы стали историографический, сравнительно-педагогический, ретроспективный, анализ, обобщение и т. д. В статье проведен анализ того, каким образом идеи Макаренко могли прийти в педагогический мир Японии, а также сделан обзор некоторых работ японских исследователей, посвященных их изучению. Рассмотрена динамика и причины популярности идей Макаренко среди японских педагогов, и приведены примеры тех методов, которые были привнесены в японскую действительность. А. С. Макаренко можно назвать одним из первопроходцев в разработке осознанного подхода к процессу педагогического взаимодействия. В Японию информация о его деятельности пришла в основном из Восточной Германии в послевоенное время на волне демократизации, что, вероятно, послужило одной из причин успешного выхода Японии из послевоенного кризиса и дальнейшего экономического процветания. Теоретическая значимость статьи состоит в важности изучения самого феномена педагогического взаимодействия, качество которого, в свою очередь, напрямую связано с уровнем овладения знаниями и навыками среди учеников, а также с необходимостью актуализации универсальных методов в педагогике, сформулированных А. С. Макаренко на основе его уникального опыта. Практическая значимость статьи обусловлена необходимостью совершенствования педагогического взаимодействия в образовательных организациях для повышения качества образования.
К. А. Корнилова