Педагогика

Артемова Ю. В. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования иноязычной коммуникации в сфере маркетинга студентов неязыкового профиля с использованием технологий искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 213–226. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена в первую очередь повышенными требованиями современного рынка труда к компетенциям выпускников вузов, в том числе к коммуникативным навыкам на иностранном языке, особенно в таких востребованных сферах, как маркетинг. Выпускники неязыковых специальностей, владеющие иностранным языком в профессиональной сфере, обладают существенным конкурентным преимуществом. Существующие методики обучения иностранным языкам не всегда адекватно отвечают потребностям студентов неязыковых специальностей в формировании профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Разработка и проверка эффективности новых методик, учитывающих специфику маркетинговой сферы и возможности искусственного интеллекта (далее – ИИ), крайне актуальны. Цель исследования заключается в определении и количественной оценке эффективности методики обучения студентов неязыкового профиля иноязычной коммуникации в сфере маркетинга, использующей технологии искусственного интеллекта. Исследование эффективности методики формирования иноязычной коммуникации в сфере маркетинга студентов неязыкового профиля с использованием технологий искусственного интеллекта основано на квалитативном подходе. Данный подход сосредоточен на понимании сущности явления, изучении мнений и опыта участников. Результаты исследования предполагают выделение конкретных показателей эффективности использования приемов методики формирования иноязычной коммуникации в сфере маркетинга студентов неязыкового профиля с использованием технологий искусственного интеллекта: статистически значимое улучшение академических показателей по выполнению заданий; корреляция между частотой и эффективностью использования студентами инструментов искусственного интеллекта; обратная связь студентов и т. д. Исследование вносит вклад в научное знание, изучая эффективность применения ИИ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в узкой профессиональной сфере. Это позволяет получить новые данные о взаимодействии технологий и методик обучения. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых учебных программ и методических пособий по обучению иностранным языкам в сфере маркетинга, а также для повышения квалификации преподавателей. Полученные данные помогут определить оптимальные способы использования технологий искусственного интеллекта в учебном процессе. В целом исследование отвечает на важную потребность в разработке и внедрении инновационных методик обучения иностранным языкам, которые позволят повысить конкурентоспособность выпускников неязыковых специальностей на современном рынке труда.
Желтухина М. Р., Донскова Л. А., Пономаренко Е. Б. Развитие творческого потенциала будущего педагога как ключевой фактор воспитания потребности в саморазвитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 199–212. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251014.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема воспитания потребности в саморазвитии в процессе развития творческого потенциала личности становится одной из самых актуальных проблем подготовки будущего учителя. В связи с этим цель статьи – анализ научно-методической литературы, опыта педагогов и определение условий, технологий, форм, средств и методов воспитания потребности в саморазвитии личности в процессе системного, комплексного развития творческого потенциала обучающихся педагогического вуза. Это особенно важно в эпоху динамичных перемен, современной ситуации неопределенности, интенсивной цифровизации. Авторами доказана необходимость развития творческого потенциала с целью воспитания потребности в самосовершенствовании. Обосновываются комплексный, системно-синергетический, дифференцированный, личностно ориентированный подходы в развитии творческого потенциала студента в процессе учебной и внеаудиторной деятельности в условиях реализации принципов природосообразности, непрерывности образования. Показано, что творчество является одной из важных составляющих деятельности педагога, которому приходится решать постоянно возникающие проблемные ситуации и при этом учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Показано, что в процессе развития творческого потенциала воспитывается бережливость и формируются такие профессионально значимые качества современного педагога, как мобильность, рациональность, адаптивность, креативность. Результаты опроса, бесед, которые проводись с преподавателями педагогического вуза, позволяют определить роль саморазвития в профессиональной деятельности учителя. Научная новизна публикации заключается в следующем: обоснована необходимость воспитания потребности в саморазвитии педагога как основы его профессионального мастерства; уточнены понятия «потребность», применительно к творчеству, и «творческий потенциал студента педагогического вуза»; выявлены наиболее перспективные направления развития творческого потенциала будущего учителя; определены перспективы дальнейших научных поисков. Теоретическая значимость состоит в том, что результаты работы вносят определенный вклад в методику подготовки педагогических кадров, обосновывается необходимость творческого развития личности, определены наиболее популярные технологии, формы и средства развития творческого потенциала в целях воспитания потребности в саморазвитии будущего педагога. Практическая значимость состоит в том, что содержащийся в исследовании материал позволяет совершенствовать процесс воспитания потребности педагога в саморазвитии на пути развития творческого потенциала.
Габдуллина А. Ш. Влияние спонтанной речи на развитие лексического запаса у студентов, изучающих иностранный язык // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 182–198. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к качеству преподавания иностранных языков, которые должны соответствовать вызовам глобализации и активно способствовать формированию у студентов устойчивых навыков межкультурной коммуникации. В условиях цифровизации и ускорения международных контактов особенно важно внедрение инновационных методов обучения, которые обеспечивают не только формирование лексической базы, но и способность применять знания в реальных ситуациях общения. Одним из таких методов является использование спонтанной речи, которая стимулирует когнитивные процессы и способствует углубленному освоению лексики. Цель исследования – изучение роли спонтанной речи как важного механизма, способствующего развитию и расширению лексического запаса у изучающих иностранный язык. В работе используются теоретические и практические подходы. Теоретическая часть основана на анализе научной литературы по методикам преподавания иностранных языков и развитию лексического запаса. Практическая часть включает проведение эксперимента с участием двух групп студентов: контрольной группы, использующей традиционные методы обучения, и экспериментальной группы, обучающейся с элементами спонтанной речи (ролевые игры, групповые дискуссии, ситуационные диалоги). Результаты исследования показывают, что использование спонтанной речи способствует активизации лексических навыков учащихся, ускоряет процесс освоения новых слов и улучшает их запоминание. Создание коммуникативных ситуаций позволяет студентам активно применять лексические единицы, что обеспечивает их закрепление в долговременной памяти. Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о методах преподавания иностранных языков и обосновании эффективности использования спонтанной речи для формирования лексической базы. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих ролевые игры, ситуационные диалоги и другие методы, направленные на развитие спонтанной речи. Исследование подчеркивает важность интеграции инновационных методов в образовательный процесс, что позволяет максимально приблизить обучение к реальной коммуникации. Внедрение спонтанной речи в учебный процесс способствует повышению эффективности обучения и подготовке студентов к успешной межкультурной коммуникации в современных условиях.
Никитина Т. В. Практическая реализация междисциплинарного подхода в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 169–181. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Процесс накопления знаний привел к значительному росту объема информации, который находит свое отражение в содержании образования. Новая учебная информация носит междисциплинарный характер. Проявлениями междисциплинарного подхода в современном образовании являются внеурочные курсы по робототехнике, техническому конструированию и моделированию, программированию микроконтроллеров, цифровым лабораториям, нанотехнологиям и компьютерному моделированию, физико-математическая подготовка обучающихся с целью продолжения учебы в вузе, формирование естественно-научной грамотности учащихся. Современными концепциями реализации междисциплинарного похода являются STEM-образование и НБИКС-конвергенция. Цель данной статьи – описание образовательных практик, отражающих применение междисциплинарного подхода в школьном образовании. Приведенные материалы являются результатом анализа научной литературы, наблюдений за деятельностью школ и учреждений дополнительного образования, результатами собственной практики автора по обучению студентов педагогического вуза в содержательных полях STEM-образования и НБИКС-конвергенции. В результате проведенного исследования обосновано, что в настоящее время создано большое количество учебно-методических материалов для реализации междисциплинарного подхода, данные средства содержательно соответствуют концепциям STEM-образования и НБИКС-конвергенции. Традиционная подготовка по школьным предметам «физика», «математика», «информатика» для получения инженерных и физико-технических специальностей в вузе также носит междисциплинарный характер. Наиболее эффективным инструментом реализации междисциплинарного подхода является обучение школьников по программам дополнительного образования. Среди всех междисциплинарных направлений дополнительного инженерного и физико-технического образования школьников внимания заслуживает робототехника как одна из ключевых технологий четвертой промышленной революции. Естественно научная грамотность является ключевым направлением реализации междисциплинарного подхода на уровне основного образования. Теоретическая значимость статьи состоит в уточнении содержательной составляющей междисциплинарного подхода в школьном образовании для профориентации учащихся в выборе актуальных инженерных и физико-технических специальностей. Практическая значимость заключается в описании совокупности современных образовательных практик, которые необходимо включать в подготовку бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование» по профилям, связанным с обучением физике, математике, информатике.
Колесниченко А. Н. Особенности написания эссе по иностранному языку как этапа межвузовской олимпиады в современных условиях развития искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 156–168. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения роли искусственного интеллекта (ИИ) в написании эссе по иностранному языку участниками межвузовских олимпиад. В последнее время при выполнении письменной работы авторы эссе злоупотребляют использованием нейросетей, что вызывает опасения по поводу роли данного этапа конкурса в выявлении творческого потенциала студентов. В связи с этим цель исследования – выявить преимущества и недостатки написания эссе как конкурсного этапа на олимпиаде по иностранному языку и целесообразность его проведения. Методологической базой исследования послужили методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения, позволившие представить теоретические основы научной работы, а также сделать комплексный анализ результатов проведения такого этапа конкурса, как написание эссе на английском языке. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы следует считать эмпирический подход, согласно которому были представлены результаты практического опыта проведения олимпиады по английскому языку на базе Ростовского государственного университета путей сообщения. В ходе исследования автор подтверждает предположение, выдвинутое в научной литературе, о том, что применение ИИ следует ограничить только сферой обработки и анализа текстовых данных. Анализируя результаты проведения межвузовской олимпиады, автор приходит к выводу о всеобщей доступности применения нейросетей, которые способны продуцировать текст, однако подобная сгенерированная работа не отвечает требованиям, предъявляемым участникам олимпиады, не выражает персонализированного подхода к решению поставленной задачи, что очевидно при проверке таких работ, в том числе и комплексной системой обнаружения текстовых заимствований с использованием ИИ. Научное исследование подтверждает целесообразность проведения конкурсного испытания на межвузовской олимпиаде в виде написания эссе по иностранному языку, так как данный вид письменной работы отличается рядом преимуществ: раскрывает творческие способности студентов, свидетельствует о степени сформированности иноязычной компетенции и критического мышления, а также профессиональной компетентности участников в целом. Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем изучении вопроса возможностей применения ИИ при обучении иностранному языку. Практическая значимость работы обусловлена результатами исследования, опытом проведения межвузовской олимпиады по английскому языку, что может быть использовано преподавателями технических вузов.