Педагогика

Калашникова О. В. Профессионально-исследовательские задания как средство реализации практико-ориентированного подхода к формированию исследовательских умений студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 337–353. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241219.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация образовательной системы России в качестве механизма решения проблемы сохранения и наращивания кадрового потенциала предлагает изменение подходов к системе подготовки специалистов. Актуальность темы исследования по формированию исследовательских умений студентов обусловливается реализацией практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов среднего звена. Цель исследования – анализ результативности разработки и применения профессионально-исследовательских заданий как средства реализации практико-ориентированного подхода к формированию исследовательских умений студентов колледжа. Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения практико-ориентированного подхода. Анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что проблема формирования исследовательских умений обучающихся рассматривается как различными научными школами, так и отдельными исследователями и направлена на описание феномена «исследовательские умения», а также формирование исследовательских умений студентов с целью реализации современных образовательных стандартов и подготовки компетентных выпускников. Разработанные профессионально-исследовательские задания рассматриваются как педагогические требования к обучающемуся, которые определяют выполнение последовательных исследовательских операций для решения профессионально ориентированных ситуаций, которые соответствуют базовому, среднему и высокому уровням сформированности исследовательских умений студентов колледжа. В соответствии с выбранным подходом предложены виды и характеристики профессионально-исследовательских задач и охарактеризованы задания трех уровней: базового, среднего и высокого. При разработке заданий был учтен профессиональный профиль укрупненной группы специальностей, по которым обучаются студенты. Выполнение профессионально-исследовательских задач не только способствует развитию исследовательских навыков, но и пробуждает профессиональный интерес обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в определении содержания понятия «профессионально-исследовательские задания для студентов колледжа». Практическая значимость: профессионально-исследовательские задания выступают средством реализации практико-ориентированного подхода к формированию исследовательских умений студентов колледжа и могут быть использованы преподавателями общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в средних профессиональных образовательных организациях.
Ермакова Ю. Д., Капустина Л. В., Ермаков А. К. Микроквалификации как эффективный компонент реализации профессиональной подготовки студентов технических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 325–336. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241218.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данного исследования обусловлена запросом общества на сотрудничество вузов и бизнеса, что приводит к существенным изменениям в системе высшего образования в свете последних геополитических, социальных и экономических предпосылок. Однако при этом необходимо сохранить преемственность ключевых элементов высшей школы, которые оцениваются академическим сообществом как первостепенные в ходе формирования устойчивого интереса студентов. Целью данного исследования является изучение возможности эффективного использования микроквалификаций в системе традиционного высшего образования. В связи с этим задачный ряд включает: описание возможных путей сотрудничества вузов и бизнеса; изучение микроквалификаций как одной из перспективных точек соприкосновения университета и бизнеса; выявление основных предпосылок, которые влияют на существующую парадигму высшего образования. В ходе нашего исследования были использованы теоретические методы (сравнительный анализ, анализ литературы, причинно-следственный анализ, прогнозирование), а также эмпирические (анкетирование, обработка данных) на базе Приволжского государственного университета путей сообщения и Самарского государственного технического университета. Признаки, выявленные в ходе исследования, указывают на происходящую постепенную эволюцию профессиональной подготовки. Это находит отражение в портфолио студентов, в конфигурации системы высшего образования и в педагогических методологиях. В связи с этим адаптивность и персонализация образования реализуются через «микроквалификации» (micro-credentials), которые внедряются с учетом уникальных потребностей и предпочтений студентов, что позволяет накапливать опыт в нескольких направлениях подготовки и формировать более гибкое сочетание компетентностей, исходя из потребностей рынка труда. Такой деятельностный подход позволяет стратегически подбирать микроквалификации, которые дополняют друг друга. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме поиска точек соприкосновения традиционной системы преподавания в вузах и актуализации нововведений, определяющих концептуальные преобразования высшего образования. Практическая значимость исследования лежит в плоскости использования полученных данных в рабочих программах университетов как одного из основных компонентов образовательной программы, определяющей общую структуру дисциплины, адаптируя их под реальные потребности бизнеса. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности расширить формат преподавания в вузах, внедряя микроквалификации, сохранив при этом необходимый академизм и фундаментальность.
Багузина Е. И. Герменевтический подход к развитию иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 306–324. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241217.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью целостного формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов как ключевого аспекта их личностного и профессионального роста. Многие выпускники испытывают трудности в иноязычном общении, демонстрируют снижение мотивации к чтению и анализу литературы на иностранном языке, что ведет к фрагментарному знанию социокультурного контекста и ограничивает понимание межличностных отношений. Цель исследования – обоснование и экспериментальное выявление условий применения герменевтического подхода для развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов Московского государственного института международных отношений. Герменевтический подход направлен на развитие способности студентов к адекватной интерпретации коммуникативных интенций, а также к пониманию смысловых и прагматических аспектов коммуникации представителей других культурных сообществ. Таким образом, герменевтический подход способствует не только языковому обучению, но и формированию навыков диалогического мышления и межкультурного понимания. Экспериментальная часть исследования включает разработку методологической основы семинарских занятий и системы заданий, направленных на повышение внутренней мотивации студентов. Задания разработаны таким образом, чтобы вовлечь студентов в процесс активного познания, стимулировать интерес к изучению иностранных языков и способствовать развитию навыков интерпретации и языковой догадки. Виды учебной деятельности включают обучение через создание проблемных ситуаций и апробацию новых видов деятельности, направленных на формирование коммуникативных умений и прогнозирования. Основные результаты показали, что применение герменевтического подхода сделало занятия более структурированными и повысило мотивацию студентов к изучению предмета. Это, в свою очередь, привело к улучшению их коммуникативных навыков и пониманию социокультурных контекстов. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о подходах к развитию иноязычной компетентности с использованием герменевтических методов. Практическая значимость состоит в разработке эффективных методик, способствующих интенсификации обучения и развитию критического мышления, что позволяет студентам более уверенно и осмысленно использовать иностранный язык в различных коммуникативных ситуациях.
Савельева М. Г., Шмакова С. Б. Сравнительный анализ использования педагогами нейронных сетей для создания учебной визуализации на основе электронного конструктора урока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 290–305. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241216.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Технологии искусственного интеллекта открывают новые перспективы для системы образования, однако ограниченное понимание разнообразия нейронных сетей и недостаточный уровень подготовки педагогов к их использованию замедляют этот процесс. В условиях цифровой образовательной среды визуализация учебной информации приобретает особое значение в связи с увеличением объема учебного материала и особенностями восприятия, запоминания и воспроизведения информации современными школьниками. Понимание возможностей нейросетевых сервисов для разработки визуального контента важно и для того, чтобы предложить педагогам дополнительный инструмент при проектировании учебного занятия на их основе. Таким инструментом может являться электронный конструктор урока. Цель исследования – сравнительный анализ использования нейронных сетей, содержащихся в электронном конструкторе урока «Лучший цифровой урок», для создания учебной визуализации. Основным методом является анкетирование педагогов Удмуртской Республики, благодаря которому получены данные о реальной практике применения нейронных сетей для учебной визуализации. В статье раскрываются возможности практического применения электронного конструктора урока «Лучший цифровой урок», в частности раздела «Цифровое колесо», который содержит перечень нейронных сетей, предназначенных для создания учебной визуализации. Перечисленные ресурсы распределены по трем уровням мыслительной деятельности обучающихся: запоминание (Kandinsky, Шедеврум, Ideogram AI), понимание (yandex GPT, GigaChat, ChatGPT, Rytr, litmaps, perplexity.ai, beta.diffit.me, chefdroyd) и анализ (app.yoodli.ai, app.songr.ai, gliglish.com, murf.ai). Проведен обзор перечисленных инструментов, предложена их систематизация по целевому назначению. В ходе анализа все рассмотренные нейронные сети оцениваются с точки зрения их применимости для создания визуальных материалов в процессе разработки учебного занятия. Теоретическая значимость работы состоит в обобщении результатов отечественных и зарубежных исследований по проблеме использования нейросетей в образовании, в углубленном понимании возможностей их применения для создания визуализации учебного назначения. Практическая значимость определяется разработкой методических рекомендаций по использованию нейросетей в процессе проектирования и проведения учебных занятий с элементами визуализации на основе работы педагогов с электронным конструктором урока.
Романова Ю. С., Пастухова Е. В. Современное дистанционное обучение глазами студентов: анализ преимуществ, недостатков и пути совершенствования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 276–289. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241215.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования связана с ростом популярности дистанционного обучения в связи с цифровизацией, персонализацией образования и необходимостью гибких условий для учебного процесса. Вопросы о реальных преимуществах и недостатках этой формы обучения до сих пор остаются открытыми, что делает наше исследование актуальным – ведь оно направлено на оценку восприятия дистанционного обучения студентами и поиск путей его улучшения. Цель статьи заключается в исследовании преимуществ и недостатков дистанционного обучения с позиции студентов различных направлений подготовки. В ходе проведения исследования был проведен анализ мнений студентов и их предложений, а также были разработаны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса с использованием дистанционных форм обучения. Также авторами был осуществлен сравнительный анализ подходов к организации дистанционного образования в других учебных заведениях и странах, что позволило учесть передовой опыт и выявить лучшие практики преподавания. Результаты исследования показали, что большинство студентов ценит гибкость и доступность дистанционного обучения, возможность совмещения учебы с работой. Среди проблем отмечены технические сложности, недостаток живого взаимодействия с преподавателями и однокурсниками, ограниченные возможности для практических занятий. Студенты предложили улучшить процесс обучения через использование интерактивных методов (игры, кейсы), своевременное обновление учебных материалов и установление взаимосвязей между дисциплинами. Теоретическая значимость статьи состоит в дополнении существующих теоретических подходов к организации дистанционного обучения с учетом специфических потребностей студентов. Практическая ценность заключается в том, что рекомендации студентов можно использовать для повышения качества дистанционного образования, создания более эффективных учебных программ и улучшения взаимодействия между студентами и преподавателями. Эти результаты полезны как преподавателям, стремящимся изменить свой подход к дистанционному обучению, так и образовательным учреждениям для пересмотра определенных аспектов образовательного процесса.