Педагогика
Портнов К. В., Портнова Н. Ю. Культурно-психологические аспекты межличностной коммуникации в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 241–254. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251185.htm
ART 251185
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11185
Просмотров: 276
Актуальность исследования связана с тем, что в условиях цифровизации образования культурно-психологические аспекты трансформации межличностной коммуникации, на которых базировался образовательный процесс, до сих пор неоднозначны и часто приводят к утрате ценности личностного взаимодействия между педагогами и учащимися, особенно в формате дистанционного обучения. Цель исследования – провести анализ современного состояния проблемы и определить культурно-психологические аспекты межличностной коммуникации между учащимися и преподавателями в условиях цифровизации образования. Для достижения цели в работе были использованы метод анализа и синтеза теоретического материала, метод дискурсивного анализа, метод контекстуального анализа, описательный метод. Данные методы позволили провести анализ мнения современных ученых о проблеме трансформации межличностной коммуникации, в том числе затронуть философские аспекты экзистенциализма и подчеркнуть значимость индивидуального опыта в образовательной среде. В результате проведенного исследования определена значимость сохранения межличностной коммуникации и проблемы нахождения баланса между инновациями и ценностями традиционного образования. Определено влияние цифровых технологий на мотивацию, самореализацию и формирование личности учащихся. Теоретическая значимость работы заключается в попытке не только зафиксировать текущие тенденции, но и предложить новые подходы к пониманию взаимодействия между учителем и учащимся, что, в свою очередь, может способствовать улучшению образовательного процесса и его адаптации к требованиям времени. Делается попытка внести свой вклад в научное осмысление данной проблемы, что, безусловно, имеет большое значение для будущих исследований и практического применения. Практическая значимость исследования, в свою очередь, обусловлена тем, что оно предоставляет возможность для разработки эффективных стратегий, направленных на минимизацию и нивелирование негативных последствий, которые могут возникнуть в результате цифровизации образовательного процесса. Более глубокое осмысление проблематики, связанной с цифровизацией, позволит нам предложить конкретные меры и рекомендации, которые могут быть внедрены в практику образовательных учреждений, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования и его адаптации к современным требованиям.
Кипреев С. Н. Перспективы видеохостинга Rutube для патриотического воспитания современной российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 226–240. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251184.htm
ART 251184
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11184
Просмотров: 329
В современной гибридной информационной войне российскую молодежь необходимо защитить от негативного информационно-психологического воздействия СМИ путем формирования у нее информационно-психологической устойчивости, основанной на развитом чувстве патриотизма. При этом большое значение имеет повседневное воздействие на воспитуемых через регулярно посещаемые видеохостинги, одним из примером которых в данной работе выбран Rutube. Целью исследования автор ставит охарактеризовать специфику патриотического воспитания в условиях информационного общества и привести данные о наиболее перспективных направлениях и формах воспитания молодежи с помощью воспитательного потенциала Rutube. Для этого использованы интегрированный, междисциплинарный и когнитивный подходы. В данной работе рассмотрены вопросы патриотического воспитания российской молодежи в условиях ускорения цифровизации современного общества. Приводится анализ актуальных исследований по проблемам патриотического воспитания современной молодежи. Патриотическое воспитание выделяется автором как наиболее актуальное направление работы с молодежью в условиях усложнившейся внешне- и внутриполитической обстановки в России. При этом одним из приоритетных направлений педагогики является совершенствование методов и технологий формирования чувства патриотизма в условиях импортозамещения. Описаны примеры актуальных видео, применяемых для патриотического воспитания. Автор приводит результаты опроса российских пользователей о предпочтительных направлениях патриотического воспитания в видеосети Rutube. В качестве объекта исследования выбран процесс патриотического воспитания с использованием медиафайлов из сети Rutube. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении места и роли видеоконтента Rutube для воспитания молодежи и анализе актуальных направлений исследований в этой сфере. Автор делает обоснованные выводы о причинах значимости Rutube как педагогического средства. В задачи исследования входит описание педагогических достоинств и недостатков видеохостинга для осуществления патриотического воспитания. Работа обладает практической ценностью для органов воспитательной работы образовательных организаций в части, касающейся патриотического воспитания молодежи. В статье рассмотрены практические перспективы видеохостинга Rutube как социальной сети для осуществления патриотического воспитания современной российской молодежи.
Ключевые слова:
воспитание, педагогика, патриотизм, патриотическое воспитание, видеоролики, rutube, видеохостинг, медиаплощадка
Романова Ю. С., Пастухова Е. В. Организационно-педагогическая деятельность куратора академической группы: анализ соответствия студенческим запросам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 207–225. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251183.htm
ART 251183
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11183
Просмотров: 326
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью кураторской деятельности в вузах как ключевого инструмента сопровождения студентов не только в академическом, но и в личностном развитии. Современные вызовы: цифровизация образования, возрастная разнородность студенческой аудитории, потребность в индивидуализации траектории – требуют от кураторов переосмысления своей роли и подходов к взаимодействию с обучающимися. Цель статьи – проанализировать виды практики, применяемые кураторами академических групп в организации воспитательной и педагогической работы, и определить степень их соответствия ожиданиям и потребностям студентов различных курсов и направлений подготовки. Методологическая основа исследования включает комплексный подход: анкетирование 673 студентов очной формы обучения, полуструктурированные интервью с 12 кураторами, экспертную оценку и контент-анализ с применением теоретических категорий (теория самодетерминации, субъектный подход, теория профессионального самоопределения и др.). Использование смешанных методов обеспечило всестороннее освещение как восприятия студентами кураторской поддержки, так и профессиональной практики самих кураторов. Основные результаты исследования показывают, что куратор воспринимается студентами преимущественно как адаптационный и информационный ресурс на младших курсах, в то время как на старших курсах возрастает потребность в сопровождении профессионального выбора и индивидуальной мотивационной поддержке. Интервью с кураторами выявили необходимость гибкой, дифференцированной по возрасту системы сопровождения студентов, а также дефицит критериев оценки собственной эффективности. Также отмечено несоответствие некоторых направлений воспитательной работы ожиданиям студентов, особенно в части гражданско-патриотического и духовно-нравственного контента, что требует переосмысления форматов и большей персонализации мероприятий. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении научного понимания феномена кураторской деятельности в контексте междисциплинарного подхода, а практическая – в разработке рекомендаций по индивидуализации кураторской работы, повышению ее эффективности и созданию условий для развития самостоятельности, ответственности и активного участия студентов в образовательном процессе. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании программ кураторского сопровождения, а также в работе с молодежной аудиторией в вузах.
Ключевые слова:
высшее образование, воспитательная деятельность, кураторская работа, студенческие потребности
Володина О. В. Специфика обучения студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 193–206. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251182.htm
ART 251182
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11182
Просмотров: 361
Актуальность исследования обусловлена интеллектуально-когнитивной направленностью личностного и профессионального становления квалифицированных специалистов для социально-экономического развития страны, повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности российской экономики на мировом уровне. Обучение иностранному языку студентов – будущих специалистов в сфере финансов, предпринимательства и ведения бизнеса ориентировано на формирование совокупности компетенций, обеспечивающих совершенствование информационных умений, проявление проблемного и критического мышления, рационального познания, эффективности взаимодействия и общения, генерирование новых идей и нестандартных решений. Цель статьи – обоснование специфики обучения студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе. Методологическую основу исследования составили интерактивный, коммуникативный и сравнительно-сопоставительный подходы при реализации принципа интеллектуализации иноязычного образования, когнитивной, профессиональной и инновационно-творческой направленности иноязычного образования в вузе. Проявление и развитие когнитивных и метакогнитивных особенностей обучающихся происходит посредством применения технологий и приемов проблемного обучения (игровое моделирование ситуаций, структуризация понятий посредством создания ассоциативных карт, решение кейс-задач, проектная деятельность, дискуссия, дебаты и др.). Мониторинг качества организации и результативности обучения иностранному языку студентов I и II курсов направлений подготовки «Экономика» и «Финансовый менеджмент» ПетрГУ с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе осуществлялся посредством качественных методов (анализ результатов аудиторной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выполнения творческих заданий, научно-исследовательской работы; включенное наблюдение; взаимооценивание; рефлексивная оценка собственных образовательных достижений). Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости когнитивного развития студентов-экономистов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса педагогических условий организации познавательной деятельности студентов-экономистов, обеспечивающих проявление направленности внимания, интереса к проблемно-поисковым заданиям, умственной активности, речемыслительной деятельности, самостоятельности, рациональности и стратегичности мышления, опирающихся на логику и четкие рассуждения, а также видение проблемы в целостности и перспективе для успешного решения.
Криницкая М. Ю., Борзова Т. А. Дидактические критерии преподавания учебного курса «Основы российской государственности»: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 177–192. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251181.htm
ART 251181
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11181
Просмотров: 328
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях цифровой трансформации образования и эрозии традиционных ценностей возникает необходимость разработки научно обоснованных дидактических критериев, адаптированных к содержанию курса «Основы российской государственности» (далее – ОРГ) и современным образовательным реалиям. Преодоление данного противоречия позволит обеспечить формирование патриотически ориентированного поколения и, как следствие, укрепить национальную безопасность. Цель исследования – разработать и обосновать систему дидактических критериев для эффективного преподавания учебного курса ОРГ в вузе. Представленная система направлена на обеспечение единства целей обучения и воспитания. Объект – образовательная практика реализации курса ОРГ в вузах, предмет – система дидактических критериев. Проектирование системы дидактических критериев проводилось с помощью следующих методов: педагогического наблюдения, экспертной оценки практик преподавания, построения концептуальных карт ценностных ориентаций и интерпретации визуальных материалов. Данные методы позволили выявить ключевые дидактические критерии, обеспечивающие эффективность преподавания курса и его соответствие современным образовательным реалиям. В результате исследования определены и подробно описаны дидактические критерии, в том числе соответствие содержания курса ценностным ориентирам традиционного российского общества; использование активных методов обучения; обеспечение междисциплинарных связей; развитие навыков критического мышления и гражданской позиции. Разработанная система критериев позволяет адаптировать образовательный процесс к текущим социокультурным условиям, сохраняя при этом качество обучения и способствуя формированию социально ответственного поколения. Исследование закладывает основу для разработки унифицированных методических рекомендаций преподавания курса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в методологию преподавания социогуманитарных дисциплин. Практическая значимость применения критериев видится в адаптации процесса обучения под образовательные реалии, что позволяет гибко реагировать на социальные и культурные вызовы, сохраняя при этом качество обучения; в формировании прикладных навыков по разработке социальных инициатив; в использовании в качестве инструмента кадровой политики, способствующего выявлению студентов с лидерским потенциалом и мотивационно-ориентированной гражданской позицией.
К. В. Портнов